Пытки водой отменяются: восемь стаканов в день и другие мифы о потреблении воды
В новой книге «Еда для радости» врач-диетолог и медицинская журналистка Елена Мотова рассказывает о последних исследованиях питания и популярных диет с точки зрения доказательной медицины, дает гид по витаминам, разборы продуктов и идеи о том, как разнообразить рацион. С разрешения издательства Corpus Forbes Life публикует главу, развенчивающую популярные мифы о потреблении воды
Антрополог Клод Пак в 1976 году описал удивительный питьевой режим кочевников Сахары: они приспособились к тому, чтобы в жарком климате потреблять минимальное количество воды, и при этом не страдали от обезвоживания. Хотя большинство из нас живет не в пустыне, озабоченность питьем — главный вопрос современности. Существуют цифры среднего потребления воды, но, как и средняя температура по больнице, они мало что скажут о конкретном человеке. Эти обобщенные и усредненные 2,5 литра — из американских диетологических рекомендаций 1945 года. В реальности количество необходимой человеку жидкости зависит от возраста, пола, уровня фи- зической активности, рациона и массы других переменных. Оно может значительно различаться даже у одного и того же человека в зависимости от ситуации.
Человек примерно на 60% состоит из воды. Это незаменимый нутриент: вода является универсальным растворителем, она приносит в клетку необходимые питательные вещества и уносит отходы. Без воды в клетке не могли бы протекать обычные химические реакции. Вода создает систему охлаждения и помогает поддерживать постоянную температуру тела. В организме происходит постоянный обмен воды. Мы полу- чаем ее с едой и напитками, а еще она образуется при метаболических реакциях, происходящих в клетках. Что касается расхода, то вода уходит с мочой, удаляя из организма отходы жизнедеятельности. Она теряется с выдыхаемым воздухом, потом и фекалиями.
У здорового человека количество поступающей и выделяющейся за сутки воды находится в равновесии. Статус-кво обеспечивают сразу несколько механизмов обратной связи. Когда человек теряет воду, растворенные в крови и других телесных жидкостях вещества становятся слишком концентрированными. Это улавливают специальные рецепторы, которые расположены в сосудах и межклеточном пространстве, и передают информацию в центр жажды гипоталамуса. Далее гипоталамус синтезирует, а гипофиз выделяет гормон вазопрессин, который увеличивает обратное всасывание воды в почках, тем самым возвращая жидкость в клетки. Благодаря этому механизму здоровые почки могут регулировать количество выделяющейся мочи.
Необходимо компенсировать потерянную воду: для этого существует жажда. Желание пить тоже формируется благодаря центру жажды в гипоталамусе. Стимулирует жажду и сухость слизистых оболочек полости рта, поэтому питье вызывает мгновенное облегчение, задолго до всасывания воды в желудке и поступления в клетки. Если бы не этот механизм, мы пили бы гораздо больше, но в избыточном потреблении воды просто нет необходимости.
Те, кто считает жидкостью, подходящей для организма, лишь пресловутые «восемь стаканов чистой воды в день», заблуждаются. И в руководстве 1945 года, и в самых современных рекомендациях общее потребление жидкости складывается из воды и всех безалкогольных напитков, в которых она содержится (сок, чай, кофе, кефир и др.). Сюда входит и та жидкость, которую мы получаем с едой. Во многих овощах и фруктах до 95% воды, даже в курице и сыре ее около 50%.
Другой миф о потреблении воды гласит, что еду нельзя запивать, потому что вода разжижает желудочный сок и мешает пищеварению. Очень смешно это слышать, учитывая, сколько воды содержится в еде. Да и желудочный сок состоит из нее на 98–99%. На самом деле жидкость помогает механическому и химическому пищеварению, делая питательные вещества более доступными для усвоения.