Я завидую
Тех, кому это чувство знакомо, куда больше, чем тех, кто в этом признается. Неприязнь к чужим успехам, досада, когда мы сравниваем себя с другими не в свою пользу... Что с этим делать?
Верно ли, что успех других заставляет нас страдать? В одной из пушкинских «маленьких трагедий» трудолюбивый Сальери испытывал нестерпимые муки при мысли о беспечном гении Моцарта... 36-летняя Надежда так сильно не мучается, но признает, что чужое благополучие может ей досаждать: «Я всегда завидовала путешественникам. А с тех пор как я сижу без работы, мне удается выбраться куда-нибудь в лучшем случае раз в год, и следить за поездками стало гораздо обиднее. Не могу смотреть в соцсетях на отпускные фото знакомых. Каждый раз я вспоминаю, как мне этого не хватает». Почему же то, чего нам не хватает, заставляет так сильно завидовать? Обратимся к нашему детству.
Я живу в состоянии соперничества. «Со времени рождения брата или сестры мы теряем чувство полного слияния с матерью, и для нас внутри семьи образуется пространство нехватки, – считает психоаналитик Виржини Меггле (Virginie Megglé). – Если все пойдет хорошо, то жизнь компенсирует эту нехватку». Но воспитание или бессознательные проекции могут закрепить в нас состояние соперничества. Иногда среди братьев и сестер мы чувствуем себя ущемленными, иногда на нас падает тень ребенка, умершего до нашего рождения, с которым нас бессознательно сравнивают. Это чувство соперничества присутствует и во взрослом, которому кажется, что другие получают больше и что это несправедливо. От этого пробуждаются тревога, досада и гнев.