Ветер в руках
Экстремальный водный спорт каждый год рождает все более интересные и причудливые конструкции и технологии. Сегодня мы поговорим о самом модном водном виде спорта этого лета – вингфойлинге, или вингсерфинге (не путать с виндсерфингом), который появился благодаря симбиозу надувных крыльев-вингов и досок на подводных крыльях – гидрофойлов.
Идея использовать парус-крыло пришла из Скандинавии. Сначала для передвижения по снегу спортсмены приделывали парус от виндсерфинга к широкой лыже. Соревнования по зимнему виндсерфингу проводятся до сих пор. Но идея соединить мачту с доской на суше оказалась не такой эффективной, как на воде, и популярности не приобрела. Следующим шагом был отказ от жесткой связки: спортсмены стали держать парус-крыло только руками. Такие крылья изначально назывались скимбатами или кайтвингами, имели в основе жесткий каркас и напоминали маленькие дельтапланы. Тяга была небольшая, по снегу покататься особо не удавалось, поэтому со скимбатами катались на коньках по льду. Пробовали кататься с ними и по воде, но ничего стоящего из этого не вышло: тяги было очень мало. Все изменилось, когда появились гидрофойлы. И сочетание винга и гидрофойла дало тот самый невероятный эффект.
Гидрофойл
Подводные крылья известны давно. В прошлом веке их пытались приделывать ко всему: катерам, катамаранам, доскам для серфинга и даже к водным лыжам. Ничего путного из этого не вышло, хотя на исследования были потрачены гигантские ресурсы, в первую очередь военные. Прорыв совершили французские кайтеры, которые упорно пристраивали подводные крылья к серфам и кайтбордам. Чисто эмпирическим путем они пришли к чрезвычайно эффективной конструкции, которая без принципиальных изменений применяется до сих пор – гидрофойлу. Практически это маленький подводный планер с передним несущим и задним стабилизирующим крылом на обтекаемой ноге-шверте, не требующий точности в изготовлении. Размер крыльев постепенно рос, и неожиданно спортсмены открыли новый эффект – пампинг. При ритмичном надавливании на доску с гидрофойлом, напоминающем резкие небольшие приседания, доска начинала перемещаться по синусоиде, отрывалась от воды и двигалась вперед исключительно за счет этих приседаний. Гидрофойл резко взлетал, а потом плавно опускался, разгоняясь. «Мало кто понимает, что это такое, но это работает», – говорит известный российский тренер по кайтсерфингу и вингсерфингу Михаил Соловейкин.
Пампинг
Первооткрывателем этого эффекта считается шведский инженер Александр Сахлин, который первым понял, что приводить в движение подводное крыло можно не только винтом или парусом, и придумал трампофойл. У его конструкции тоже была пара крыльев, и тоже многие пытались разгадать секрет ее движения. Наиболее простое объяснение технологии выглядит следующим образом: «При прыжке пилот передает нагрузку на заднее крыло, которое за счет гибкости рамы автоматически меняет угол атаки. В результате за счет наклона вектора подъемной силы вперед при движении крыла вниз создается тяга, которая приводит аппарат в движение. При погружении крыло выравнивается и сообщает аппарату только подъемную силу, которая и приподнимает его вверх вместе с крылом. Переднее крыло работает схожим образом, поэтому при перемещениях на трампофойле давить через руль на переднее крыло не менее важно, чем поддерживать темп