Поплатиться за крипту: как налоговые органы доберутся до майнеров
Вопрос налогообложения криптодеятельности все еще остается открытым. Однако текущие законодательные инициативы по выведению индустрии из «серой» зоны могут принести криптоэнтузиастам немало проблем
Россия шаг за шагом создает правила игры для регулирования деятельности отечественных криптоэнтузиастов. Весной этого года в Гражданском кодексе появилось понятие «цифровые права», а в июле ожидается принятие законов о цифровых активах и краудфандинге как о российском варианте ICO. Это явный сигнал, что игнорировать стремительно растущую цифровую финансовую индустрию уже невозможно. Обороты слишком велики, и криптобизнес должен пополнять государственную казну.
Подготовка почвы
Законопроект о цифровых финансовых активах больше не о налогах, а в первую очередь о создании понятийного аппарата. Это поможет ключевым игрокам говорить на одном языке и двигаться дальше в развитии и регулировании отрасли. Документ определит, что такое «цифровые финансовые активы», какие они бывают и как взаимосвязаны с «цифровыми правами», которые уже закреплены в Гражданском кодексе.
Между тем второй законопроект — о привлечении инвестиций с использовании инвестиционных платформ (краудфандинге), включая ICO, — имеет большее отношение к налоговой тематике. Например, если речь идет об инвестиционных платформах, то это напрямую подразумевает сбор денег в обмен на определенные цифровые финансовые активы. В результате кроме выручки эмитируются инвестиционные цифровые права, происходит их оборот — покупка, продажа, взнос в качестве уставного капитала. Это дает государству больше возможностей понять, как, когда и по какой цене происходит реализация, определить налоговые последствия этих сделок и взыскать необходимую сумму в бюджет.
В целом можно сказать, что сейчас власти стремятся создать базу для последующего внедрения налогообложения. Поправки в Гражданский кодекс (Федеральный закон №34-ФЗ), которые вступят в силу этой осенью, отчасти устранили пробел в законодательстве. В частности, цифровые права отнесли к имущественным, что сделало возможным их регулирование с точки зрения Налогового кодекса. Между тем до окончательного одобрения законопроектов, обсуждаемых сейчас, сложно сказать, стремятся ли власти создать в этой области что-то новое или все-таки придерживаются традиционного подхода к сбору налогов.
Под одну гребенку
Российское законодательство пока не позволяет разделять цифровые активы на криптовалюту и токены. Ранее Эльвира Набиуллина отмечала, что выступает против запуска криптовалют в денежную систему, а регулятор изучает возможность использования stablecoins — криптовалют, стоимость которых привязана к реальным активам.
Сейчас криптовалюту и токены условно относят к двум категориям: выпущенные на российской инвестиционной платформе и на иной. При оптимистичном развитии ситуации ожидается закрепление понятий «криптовалюта» и «токен» и приравнивание их купли-продажи к операциям с условными денежными единицами. Ранее Минфин не исключил разрешения купли-продажи криптовалюты в России. Однако возникает сложность с определением их официального обменного курса, что затрудняет налогообложение.