Почему для кино в России времена райские, но смотрят его плохо
Кинокритик Василий Степанов объясняет, в каком направлении развивается отечественный кинематограф, на какое качество ориентируется и какие темы исследует
Попробуем разобраться, отчего каждый второй фильм — социальная драма, или триллер о маньяке, или, напротив, комедия о пьянстве и общественном вредительстве.
Десять с лишним лет назад я писал для «Сеанса» статью о тогдашних проблемах российского кино — системных и содержательных. Прошло время, многое изменилось. В тот момент наша страна переживала последствия экономического кризиса, спровоцированного глобальным финансовым спадом, который стал следствием обвала ипотечного рынка в США в 2008 году. Казалось бы, не до кино, однако в жизни все связано. И «Сеанс» делал номер о том, как кино помогло США выйти из Великой депрессии: в кинозалах американцы искали утешение и повод для оптимизма. Кризис тогда помог американской «фабрике грез» превратиться в сверхприбыльный бизнес, глобальную машину счастья.
Сегодня ситуация не кризисная. Напротив, мы имеем дело с проблемами быстрого роста. В сравнении с глухими девяностыми, когда кинематограф вымирал, и даже нулевыми, когда он пытался достучаться до зрителя, времена сейчас просто райские. Много амбиций, много денег, много возможностей. Финансы на кино выделяют и федеральные структуры — Министерство культуры и Фонд кино, — и региональные бюджеты, и частные фонды (из самых известных — «Кинопрайм» Романа Абрамовича), и бизнес-конгломераты, владеющие интернет-платформами. Каналы доставки ширятся: помимо традиционных кинотеатров и телеканалов есть интернет, активно множатся стрим-сервисы, так что контента производится немало. И он, что называется, качественный — картинка не хуже, чем у Netflix. Каждую неделю премьера — то маньяк, то апокалипсис, то будни вебкама. Увлекательно, дерзко, временами даже нецензурно.
Не массмаркетом единым. Ездим и на фестивали. Не успели в 2021 году отрапортовать, что в Каннах у России две премьеры в основном конкурсе и две — в конкурсе «Особый взгляд», как объявили программу Локарно, куда отправились Александр Зельдович, Наталья Кудряшова и великий классик Глеб Панфилов, а потом подоспели Сан-Себастьян и Венеция, где тоже много наших. (Хотя пессимисты, наверное, скажут, что там всегда процент российских картин завышен, да и призов из Венеции было за последние 20 лет много.) «Кинотавру», который в этом году снова проходит осенью из-за съехавшего в пандемию графика, легко с программой: по линии реэкспорта на Черное море привезут много наших фильмов из эпицентров европейской фестивальной жизни.