Почему дети не хотят делиться?
«Отдай половину конфет другим детям, жадничать некрасиво!» — большинство родителей стараются привить ребенку щедрость и доброту. Они расстраиваются, когда их усилия не оправдываются. Но оказывается, дети не жадные, они еще не знают, что значит «делиться по-честному».
Как показало недавнее исследование, маленькие дети хотят быть щедрыми. Но делятся они неправильно, потому что пока не умеют определять точное количество предметов.
Гостья лаборатории — трехлетняя девочка. Ее просят поделиться цветными наклейками с куклой, но она отдает меньшую часть. Для психологов такое поведение вполне предсказуемо и соответствует возрасту. Отец, который наблюдает за экспериментом, в смущении. Он волнуется, что способности дочери могут недооценить, и старается объяснить: «Дома она все время твердит, что надо делиться! Наверное, она немного растерялась».
Специалисты по возрастной психологии считают, что все нормально. Но родители, которые не раз умилялись, какой у них заботливый и щедрый ребенок, обеспокоены: почему она ведет себя иначе? Кто же прав? Родители, которые посвятили дочери множество часов и знают ее внутренний мир, или психологи, которые следуют стандартному протоколу и стремятся к непредвзятым выводам об уровне развития юной личности? Правы и те, и другие, но все не так просто.
Несколько лет назад психологи Грэг Смит, Питер Блейк и Пол Харрис отметили, что понятие справедливости у маленьких детей бывает парадоксальным. Дошкольники в целом признают, что ценности надо делить поровну, но поступают по-другому. Казалось бы, где логика: если знаешь, как правильно, то почему поступаешь наоборот? Выходит, дети лицемерны: стараются выглядеть хорошими на словах, а на деле не собираются кому-то угождать?
В этом есть доля правды, но не стоит подозревать детей в черном коварстве. Нежелание делиться во многом объясняется когнитивной незрелостью. В частности, оно связано с недостаточно развитыми навыками счета. Дело не в том, что они не хотят, они пока не понимают, что такое поделиться по-честному.