Режиссер Оксана Карас о женщинах и сексизме в русском кино

ForbesРепортаж

«Почему человек вынужден идти на преступление, пытаясь обезболить одну маленькую девочку?». Интервью с режиссером фильма «Доктор Лиза»

«Пытаясь ответить на поставленные в фильме вопросы, мы неизменно приходим к политическим ответам», — уверена режиссер Оксана Карас. Forbes Woman поговорил с автором картины «Доктор Лиза»

Юлия Шампорова

Режиссер Оксана Карас во время съемок фильма "Доктор Лиза" в квартире Елизаветы Глинки на Сретенском бульваре Фото Сергея Бобылева / ТАСС

Российский режиссер Оксана Карас, чей фильм «Доктор Лиза» завоевал приз зрительских симпатий «Кинотавра» и открыл российскую программу Московского кинофестиваля, в интервью корреспонденту Forbes Woman рассказала, какие сложности претерпевают люди, занимающиеся благотворительностью в России, каково было снимать картину на девятом месяце беременности, почему она решила не касаться темы Сирии и Донбасса, и с чем связано малое число байопиков, посвященных женщинам в отечественном кино.

Кадр из фильма «Доктор Лиза»
Кадр из фильма «Доктор Лиза»

Оксана, вы только что вернулись с «Кинотавра». Как зритель принял вашу картину? Довольны ли вы результатами фестиваля и каковы вообще ощущения от первого после пандемии российского киносмотра?

— Я очень рада, что «Кинотавр» состоялся, пусть не в июне, а в сентябре, и за это — низкий поклон организаторам. Не было бы у нас в этом году ничего, если бы не «Кинотавр», — очень многие западные и отечественные фестивали отменились. А посидев шесть месяцев на карантине, мы стали ценить маленькие радости. Когда твою картину показывают на большом экране, когда собрался полный зал, пусть и сидят зрители через кресло, но все равно смотрят фильм не по «Зуму» в окошечках, не по ссылке в интернете, а вживую вот тогда появляется энергия от коллективного просмотра и магия кино.

Так что ощущения от просмотра в любом случае хорошие. Многие зрители выходили в слезах, хотя не было такой режиссерской задачи, я как раз не хотела спекулировать на теме, очень аккуратно простраивала повествование, чтобы в фильме были и драматичные, и ироничные сцены, чтобы не превращать его в одну большую трагедию.

Я очень довольна призом, который мы получили — это приз зрительских симпатий. Голосование проводит «КиноПоиск», собирая на выходе результаты оценок зрителей, которые были на фестивальном показе, — своеобразный экзитпол. У меня, кстати, уже был приз зрительских симпатий, когда я получила гран-при за «Хорошего мальчика» четыре года назад.

В этом году была шикарная программа, очень разная. Я посмотрела «Хандру» Алексея Камынина, очень необычный веселый фильм, комедия, при этом с отсылками к Тарковскому и всему святому, что есть у режиссеров. Также посмотрела «Пугало», фильм, который взял Гран-при фестиваля, — замечательная работа якутского режиссера Дмитрия Давыдова, который преподает математику в школе. Там очень крутая работа у актрисы Валентины Романовой, певицы, которая впервые снималась в кино. Это скупая по средствам художественной выразительности история, но при этом глубокое настоящее невероятно поэтичное кино. Мне очень понравился дебют Насти Пальчиковой: «Маша» — смело, легко, нежно, очень музыкально сделанное кино, про 13-летнюю девочку, про необратимое взросление, про время нашего детства, 90-е годы.

Сегодня наше кино, как и во всем мире, из-за ограничений, связанных с пандемией, переживает серьезный кризис. Кинотеатры открыты только в семи российских городах, и если фильмы, которые сейчас выходят в прокат в сентябре-октябре, не вернут зрителя в кинотеатры, никакого кино в следующем году может и не быть. Во время фестиваля мы, режиссеры, читаем очень много критики, мы и ждем ее, и боимся одновременно, потому что полностью открыты и «обезкожены». В нынешней ситуации ругать, только чтобы самоутвердиться или ругать, чтобы поострословить, как-то совсем нечестно. Потому что сейчас намного важнее заинтересовать зрителя, чтобы он вернулся в кинотеатры, а не плясать на костях режиссеров.

В прошлом году в одном из интервью, посвященных фильму «Выше неба», вы сказали, что когда кино не может артикулировать важные общественно-политические послания, художник переносит свой фокус внимания на себя и свою семью, и уходит во внутренний эскапизм. Через год после этого вы выпускаете фильм о человеке с активной гражданской позицией, в разговоре про которого избежать политики не возможно, и это сложно назвать внутренним эскапизмом. Что вдохновило вас на эту историю, и какова была ваша основная цель, как режиссера?

— Действительно, я говорила о том, что художник сосредотачивается на себе, когда не видит возможности изменить окружающую действительность: то же самое мы наблюдали и в 70-80-е годы XX века, во времена брежневского застоя. Только тогда власть не менялась 16 лет, а сейчас — уже 20, и это не предел. Этим летом мы как будто бы расписались в том, что хотим этой несменяемости до 2036 года. То есть это еще более серьезная стагнация, еще более тяжелая социальная депрессия. Хотя, если это действительно позиция и выбор моего народа, то ничего не поделаешь, — я ее уважаю.

Так вот в такие периоды люди, которые занимаются проживанием и обрамлением в художественные формы коллективного бессознательного (режиссеры, писатели, художники), вынуждены сосредотачиваться на свое внутреннем мире: себе, семье, человеческой психологии.

Что касается «Доктора Лизы», то когда мы вспоминаем ее, когда рассказываем ее историю, то частное становится общественным, мы поднимаемся на другой, остросоциальный уровень повествования. Пытаясь ответить на поставленные в фильме вопросы, мы неизбежно приходим к политическим ответам. Почему годами ничего не меняется? Почему система настолько несовершенна, что один человек, будучи не в силах ее изменить, вынужден идти на преступление, пытаясь обезболить одну маленькую девочку?

На первый взгляд, то, что я начала заниматься этим проектом, — вопрос случая, но, конечно, нет ничего случайного. В 2016 году после Гран-при «Кинотавра» ко мне стали обращаться продюсеры, спрашивая, что бы я хотела снять, и приглашая в проекты. Так я познакомилась с Александром Бондаревым и Джаником Файзиевым, они предложили мне снять «пилот» небольшого комедийного сериала. Я сняла «пилотную» серию, она им не понравилась, и я была уверена, что на этом наши рабочие отношения закономерно завершатся. Но на следующий день мне позвонил Бондарев и предложил прочитать сценарий «Доктор Лиза». Это был один из драфтов истории, которую написал Алексей Илюшкин. Там было много, что мне понравилось: концепция одного дня, любовь автора к героине, хороший литературный язык, и было исходное событие, — необходимость обезболить маленькую шестилетнюю девочку. Но было и то, над чем пришлось работать еще год, чтобы изменить и улучшить. Мы ударили по рукам, и начали работать над проектом.

Честно признаюсь, что до этого я не много знала о Елизавете Петровне. В 2009 году на фестивале «Док», который проводил ныне покойный Михаил Угаров, я увидела документальный фильм Лены Погрибижской про доктора Лизу. Я помню, что меня обожгла эта история, просто потрясло, что вот где-то рядом со мной, в Москве, по одним и тем же улицам ходит такой человек, ездит на вокзал, кормит бомжей, воскрешает их к жизни. Человек такого масштаба личности, такой внутренней свободы, такого сердца. Это меня поразило. Потом в 2016 году я узнала о ее трагической гибели. Я все больше и больше узнавала об этом человеке, и поняла, что сегодня есть огромный дефиците героев, а Лиза — самый настоящий герой, про которого надо говорить и снимать фильмы. Герой противоречивый, сложный, неоднозначный, герой именно этого времени. У нас ушел год, чтобы переделать сценарий. Я общалась с ее друзьями, волонтерами фонда, ее мужем, Глебом Глинкой, беда была одна — все это не вмещалось в один фильм. Поэтому мы использовали концепцию одного дня из жизни Лизы.

В нашем кино много байопиков о мужчинах спортсменах, актерах, писателях, даже кинокритиках, но выдающиеся женщины, их истории, подвиги, трагедии получают освещение намного реже. На ваш взгляд, почему так происходит?

— Думаю, что это последствия того, что много веков, даже тысячелетий, мы жили в мужском мире, и только сейчас, в конце XX-начале XXI века все постепенно начинает меняться.

Если вы возьмете любой роман русской литературы, вы увидите, что мужчин там — три четверти от общего числа действующих лиц. Если вы посмотрите, как набирают актеров в любой театральный или кино-ВУЗ, вы увидите, что из 25 человек будет 17 мальчиков, потому что их надо распределить на пьесу «Ревизор» и другие пьесы, которые были написаны тоже мужчинами. Мужчины были героями, мужчины совершали поступки, мужчины действовали, а женщины могли вдохновлять, могли участвовать в процессе, но, как правило, очень мелодраматично, проблематика героини сводилась к квесту: выбирает ли она этого мужчину или нет. Активные женщины появились сначала в американском кинематографе. В нашем кино ситуация так или иначе меняется, но она должна меняться во всех сферах жизни. Например, женщины-президенты должны приходить к власти, и это не должно вызывать звенящее недоумение, а должно стать нормой жизни: кто лучше, умнее, тот и победил. Последнее, о чем должен спрашивать зритель, кто там режиссер у фильма, — женщина или мужчина?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мужчина «на вырост»: почему не надо перевоспитывать партнера Мужчина «на вырост»: почему не надо перевоспитывать партнера

«Переделать мужчину под себя» — куда приведет подобная стратегия?

Psychologies
Феминизм: реальная поддержка женщин или скрытая игра в пользу мужчин? Феминизм: реальная поддержка женщин или скрытая игра в пользу мужчин?

Психолог комментирует две противоположных точки зрения на феминизм

Psychologies
Волки привязались к дрессировщикам Волки привязались к дрессировщикам

Если волка оставить у незнакомца, он начнет рваться к человеку, которого знает

N+1
Урок литературы длиною в жизнь Урок литературы длиною в жизнь

Разговор учительницы и ученика, которые впервые встретились в середине 50-х

Seasons of life
Нина Шацкая: «Я очень долго стучалась в закрытые двери» Нина Шацкая: «Я очень долго стучалась в закрытые двери»

Нина Шацкая — о своем опыте участия в конкурсах, пении и музыкальной карьере

Караван историй
Cветочувствительный белок спас мышей от слепоты Cветочувствительный белок спас мышей от слепоты

Биологи смогли вернуть зрение слепым мышам

N+1
Юрский период Юрский период

Актер Юрий Колокольников рассказал, как приближается к 40-летнему юбилею

Esquire
Вранье возвращается Вранье возвращается

Обман помешает детям быть счастливыми. Как лучше сказать правду?

Psychologies
Работа над собой: кроссфит — универсальный спорт и шанс получить сильное и выносливое тело Работа над собой: кроссфит — универсальный спорт и шанс получить сильное и выносливое тело

Все, что нужно: сила воли и опытный наставник!

Playboy
Четыре человека, которые дважды получили Нобелевскую премию Четыре человека, которые дважды получили Нобелевскую премию

Они могли занимать деньги у друзей, обещая отдать долг с ближайшей премии!

Maxim
Как сложилась судьба наших ЭКС и почему нас это волнует? Рассуждает Алина Фаркаш Как сложилась судьба наших ЭКС и почему нас это волнует? Рассуждает Алина Фаркаш

Зачем девушки пишут своим бывшим

Cosmopolitan
Любимые автомобили Снуп Догга Любимые автомобили Снуп Догга

Лоурайдеры, школьный автобус и трехколесный Бэтмобиль

GQ
Не жизнь, а кино Не жизнь, а кино

Наладить отношения с партнером поможет искусство!

Лиза
Борщ, минет, психоанализ: почему на нас возлагают ответственность за мужчин Борщ, минет, психоанализ: почему на нас возлагают ответственность за мужчин

Общество, семья и культура делают мужчин несамостоятельными: как быть женщинам

Cosmopolitan
Опасно! 10 худших вещей, которые ты можешь сделать со своими волосами Опасно! 10 худших вещей, которые ты можешь сделать со своими волосами

Больше никогда так не поступай со своими волосами

Cosmopolitan
Везде поспел Везде поспел

Мини-программа знакомства с разными городами России

Добрые советы
Первая помощь при инсульте: что делать до приезда врача Первая помощь при инсульте: что делать до приезда врача

Гид по оказанию первой помощи при инсульте

РБК
Нобелевская премия по литературе: 7 спорных и скандальных лауреатов Нобелевская премия по литературе: 7 спорных и скандальных лауреатов

Самые неоднозначные лауреаты Нобелевской премии по литературе

РБК
#ГЕОРГИЙЗАКАДРОМ #ГЕОРГИЙЗАКАДРОМ

О своей работе со знаменитостями рассказывает звездный фотограф Георгий Кардава

ЖАРА Magazine
Не по инструкции: почему из двоечников получаются отличные предприниматели Не по инструкции: почему из двоечников получаются отличные предприниматели

Многие участники списка Forbes признаются, что в школе учились не очень хорошо

Forbes
Чилийцы добились размножения редчайших лягушек из пустыни Атакама Чилийцы добились размножения редчайших лягушек из пустыни Атакама

Год назад в мире оставалось 14 лоанских свистунов, но теперь их уже почти 200

N+1
Функциональная структура вместо продуктовой и один главный управляющий — Тим Кук: как организованы процессы в Apple Функциональная структура вместо продуктовой и один главный управляющий — Тим Кук: как организованы процессы в Apple

Основные принципы Apple, которые помогают не вязнуть ей в бюрократии

VC.RU
Война с насекомыми: как в США провели спецоперацию против шершней Война с насекомыми: как в США провели спецоперацию против шершней

Ежегодно по вине «шершней-убийц» гибнут десятки человек

Популярная механика
Поэт, байкер и еще 8 любопытных фактов из жизни Киану Ривза Поэт, байкер и еще 8 любопытных фактов из жизни Киану Ривза

Сегодня практически не найти киноманов, которые не знают, кто такой Киану Ривз

Cosmopolitan
5 самых важных искусственных интеллектов в 2020 году 5 самых важных искусственных интеллектов в 2020 году

Современные ИИ начинают выполнять задачи, которые человеку не под силу

Maxim
10 фильмов о людях, которые очень хотят куда-то уехать, но не могут 10 фильмов о людях, которые очень хотят куда-то уехать, но не могут

Никого не напоминает?

GQ
Сделано в Америке Сделано в Америке

Как я создал Walmart

kiozk originals
Зачем нам нужен тотем? Взгляд психолога Зачем нам нужен тотем? Взгляд психолога

Как предметы и животные влияют на нашу жизнь?

Psychologies
Общение с человеком расслабило коров Общение с человеком расслабило коров

Поглаживания, сопровождаемые спокойным голосом, хорошо расслабляют коров

N+1
Теория большого взрыва Теория большого взрыва

Вокруг женского оргазма сложилось немало мифов

Grazia
Открыть в приложении