Режиссер Оксана Карас о женщинах и сексизме в русском кино

ForbesРепортаж

«Почему человек вынужден идти на преступление, пытаясь обезболить одну маленькую девочку?». Интервью с режиссером фильма «Доктор Лиза»

«Пытаясь ответить на поставленные в фильме вопросы, мы неизменно приходим к политическим ответам», — уверена режиссер Оксана Карас. Forbes Woman поговорил с автором картины «Доктор Лиза»

Юлия Шампорова

Режиссер Оксана Карас во время съемок фильма "Доктор Лиза" в квартире Елизаветы Глинки на Сретенском бульваре Фото Сергея Бобылева / ТАСС

Российский режиссер Оксана Карас, чей фильм «Доктор Лиза» завоевал приз зрительских симпатий «Кинотавра» и открыл российскую программу Московского кинофестиваля, в интервью корреспонденту Forbes Woman рассказала, какие сложности претерпевают люди, занимающиеся благотворительностью в России, каково было снимать картину на девятом месяце беременности, почему она решила не касаться темы Сирии и Донбасса, и с чем связано малое число байопиков, посвященных женщинам в отечественном кино.

Кадр из фильма «Доктор Лиза»
Кадр из фильма «Доктор Лиза»

Оксана, вы только что вернулись с «Кинотавра». Как зритель принял вашу картину? Довольны ли вы результатами фестиваля и каковы вообще ощущения от первого после пандемии российского киносмотра?

— Я очень рада, что «Кинотавр» состоялся, пусть не в июне, а в сентябре, и за это — низкий поклон организаторам. Не было бы у нас в этом году ничего, если бы не «Кинотавр», — очень многие западные и отечественные фестивали отменились. А посидев шесть месяцев на карантине, мы стали ценить маленькие радости. Когда твою картину показывают на большом экране, когда собрался полный зал, пусть и сидят зрители через кресло, но все равно смотрят фильм не по «Зуму» в окошечках, не по ссылке в интернете, а вживую вот тогда появляется энергия от коллективного просмотра и магия кино.

Так что ощущения от просмотра в любом случае хорошие. Многие зрители выходили в слезах, хотя не было такой режиссерской задачи, я как раз не хотела спекулировать на теме, очень аккуратно простраивала повествование, чтобы в фильме были и драматичные, и ироничные сцены, чтобы не превращать его в одну большую трагедию.

Я очень довольна призом, который мы получили — это приз зрительских симпатий. Голосование проводит «КиноПоиск», собирая на выходе результаты оценок зрителей, которые были на фестивальном показе, — своеобразный экзитпол. У меня, кстати, уже был приз зрительских симпатий, когда я получила гран-при за «Хорошего мальчика» четыре года назад.

В этом году была шикарная программа, очень разная. Я посмотрела «Хандру» Алексея Камынина, очень необычный веселый фильм, комедия, при этом с отсылками к Тарковскому и всему святому, что есть у режиссеров. Также посмотрела «Пугало», фильм, который взял Гран-при фестиваля, — замечательная работа якутского режиссера Дмитрия Давыдова, который преподает математику в школе. Там очень крутая работа у актрисы Валентины Романовой, певицы, которая впервые снималась в кино. Это скупая по средствам художественной выразительности история, но при этом глубокое настоящее невероятно поэтичное кино. Мне очень понравился дебют Насти Пальчиковой: «Маша» — смело, легко, нежно, очень музыкально сделанное кино, про 13-летнюю девочку, про необратимое взросление, про время нашего детства, 90-е годы.

Сегодня наше кино, как и во всем мире, из-за ограничений, связанных с пандемией, переживает серьезный кризис. Кинотеатры открыты только в семи российских городах, и если фильмы, которые сейчас выходят в прокат в сентябре-октябре, не вернут зрителя в кинотеатры, никакого кино в следующем году может и не быть. Во время фестиваля мы, режиссеры, читаем очень много критики, мы и ждем ее, и боимся одновременно, потому что полностью открыты и «обезкожены». В нынешней ситуации ругать, только чтобы самоутвердиться или ругать, чтобы поострословить, как-то совсем нечестно. Потому что сейчас намного важнее заинтересовать зрителя, чтобы он вернулся в кинотеатры, а не плясать на костях режиссеров.

В прошлом году в одном из интервью, посвященных фильму «Выше неба», вы сказали, что когда кино не может артикулировать важные общественно-политические послания, художник переносит свой фокус внимания на себя и свою семью, и уходит во внутренний эскапизм. Через год после этого вы выпускаете фильм о человеке с активной гражданской позицией, в разговоре про которого избежать политики не возможно, и это сложно назвать внутренним эскапизмом. Что вдохновило вас на эту историю, и какова была ваша основная цель, как режиссера?

— Действительно, я говорила о том, что художник сосредотачивается на себе, когда не видит возможности изменить окружающую действительность: то же самое мы наблюдали и в 70-80-е годы XX века, во времена брежневского застоя. Только тогда власть не менялась 16 лет, а сейчас — уже 20, и это не предел. Этим летом мы как будто бы расписались в том, что хотим этой несменяемости до 2036 года. То есть это еще более серьезная стагнация, еще более тяжелая социальная депрессия. Хотя, если это действительно позиция и выбор моего народа, то ничего не поделаешь, — я ее уважаю.

Так вот в такие периоды люди, которые занимаются проживанием и обрамлением в художественные формы коллективного бессознательного (режиссеры, писатели, художники), вынуждены сосредотачиваться на свое внутреннем мире: себе, семье, человеческой психологии.

Что касается «Доктора Лизы», то когда мы вспоминаем ее, когда рассказываем ее историю, то частное становится общественным, мы поднимаемся на другой, остросоциальный уровень повествования. Пытаясь ответить на поставленные в фильме вопросы, мы неизбежно приходим к политическим ответам. Почему годами ничего не меняется? Почему система настолько несовершенна, что один человек, будучи не в силах ее изменить, вынужден идти на преступление, пытаясь обезболить одну маленькую девочку?

На первый взгляд, то, что я начала заниматься этим проектом, — вопрос случая, но, конечно, нет ничего случайного. В 2016 году после Гран-при «Кинотавра» ко мне стали обращаться продюсеры, спрашивая, что бы я хотела снять, и приглашая в проекты. Так я познакомилась с Александром Бондаревым и Джаником Файзиевым, они предложили мне снять «пилот» небольшого комедийного сериала. Я сняла «пилотную» серию, она им не понравилась, и я была уверена, что на этом наши рабочие отношения закономерно завершатся. Но на следующий день мне позвонил Бондарев и предложил прочитать сценарий «Доктор Лиза». Это был один из драфтов истории, которую написал Алексей Илюшкин. Там было много, что мне понравилось: концепция одного дня, любовь автора к героине, хороший литературный язык, и было исходное событие, — необходимость обезболить маленькую шестилетнюю девочку. Но было и то, над чем пришлось работать еще год, чтобы изменить и улучшить. Мы ударили по рукам, и начали работать над проектом.

Честно признаюсь, что до этого я не много знала о Елизавете Петровне. В 2009 году на фестивале «Док», который проводил ныне покойный Михаил Угаров, я увидела документальный фильм Лены Погрибижской про доктора Лизу. Я помню, что меня обожгла эта история, просто потрясло, что вот где-то рядом со мной, в Москве, по одним и тем же улицам ходит такой человек, ездит на вокзал, кормит бомжей, воскрешает их к жизни. Человек такого масштаба личности, такой внутренней свободы, такого сердца. Это меня поразило. Потом в 2016 году я узнала о ее трагической гибели. Я все больше и больше узнавала об этом человеке, и поняла, что сегодня есть огромный дефиците героев, а Лиза — самый настоящий герой, про которого надо говорить и снимать фильмы. Герой противоречивый, сложный, неоднозначный, герой именно этого времени. У нас ушел год, чтобы переделать сценарий. Я общалась с ее друзьями, волонтерами фонда, ее мужем, Глебом Глинкой, беда была одна — все это не вмещалось в один фильм. Поэтому мы использовали концепцию одного дня из жизни Лизы.

В нашем кино много байопиков о мужчинах спортсменах, актерах, писателях, даже кинокритиках, но выдающиеся женщины, их истории, подвиги, трагедии получают освещение намного реже. На ваш взгляд, почему так происходит?

— Думаю, что это последствия того, что много веков, даже тысячелетий, мы жили в мужском мире, и только сейчас, в конце XX-начале XXI века все постепенно начинает меняться.

Если вы возьмете любой роман русской литературы, вы увидите, что мужчин там — три четверти от общего числа действующих лиц. Если вы посмотрите, как набирают актеров в любой театральный или кино-ВУЗ, вы увидите, что из 25 человек будет 17 мальчиков, потому что их надо распределить на пьесу «Ревизор» и другие пьесы, которые были написаны тоже мужчинами. Мужчины были героями, мужчины совершали поступки, мужчины действовали, а женщины могли вдохновлять, могли участвовать в процессе, но, как правило, очень мелодраматично, проблематика героини сводилась к квесту: выбирает ли она этого мужчину или нет. Активные женщины появились сначала в американском кинематографе. В нашем кино ситуация так или иначе меняется, но она должна меняться во всех сферах жизни. Например, женщины-президенты должны приходить к власти, и это не должно вызывать звенящее недоумение, а должно стать нормой жизни: кто лучше, умнее, тот и победил. Последнее, о чем должен спрашивать зритель, кто там режиссер у фильма, — женщина или мужчина?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алена Михайлова: эффектные фото актрисы с внеземной внешностью из сериала «Чики» Алена Михайлова: эффектные фото актрисы с внеземной внешностью из сериала «Чики»

Лучшие снимки звезды сериала «Чики»

Playboy
Пауки-дейнопиды услышали жертв ногами Пауки-дейнопиды услышали жертв ногами

Эксперименты показали чувствительность этих членистоногих к широкому спектру

N+1
Краткая история торговых войн США в восьми главах Краткая история торговых войн США в восьми главах

Истории о том, как США вступали в экономические прения с разными государствами

Maxim
Российский стартап хочет показывать рекламу лазерами из космоса: насколько это реально и какие есть сомнения Российский стартап хочет показывать рекламу лазерами из космоса: насколько это реально и какие есть сомнения

Avant Space обещает показывать бренды с высоты 600 км и охват в 1 млрд человек

VC.RU
25 удивительных фактов об удивительном Пеле 25 удивительных фактов об удивительном Пеле

Поздравляем великого футболиста с 80-летием, поэтому — 25 фактов о Пеле

Maxim
Правила жизни Мэтта Деймона Правила жизни Мэтта Деймона

Правила жизни актера Мэтта Деймона

Esquire
Водный ресурс Водный ресурс

Краткий гид по Кавказским Минеральным Водам

Лиза
8 поступков знаменитостей, за которые им потом было стыдно 8 поступков знаменитостей, за которые им потом было стыдно

Известные люди — тоже люди и тоже испытывают человеческое чувство стыда

Maxim
«Наступило время «еаптек»: владелец «Р-Фарм» Алексей Репик о сделке со «Сбером», маркировке лекарств и будущем интернет-аптек «Наступило время «еаптек»: владелец «Р-Фарм» Алексей Репик о сделке со «Сбером», маркировке лекарств и будущем интернет-аптек

Зачем Алексей Репик вместе со «Сбером» купил крупнейшую интернет-аптеку России

Forbes
Работа над собой: кроссфит — универсальный спорт и шанс получить сильное и выносливое тело Работа над собой: кроссфит — универсальный спорт и шанс получить сильное и выносливое тело

Все, что нужно: сила воли и опытный наставник!

Playboy
В космосе найдена блуждающая планета-изгой В космосе найдена блуждающая планета-изгой

Астрономам удалось обнаружить небольшую блуждающую планету

Популярная механика
Явка провалена Явка провалена

Лев Рубинштейн объясняет, почему мы с детства ищем предателей родины

GQ
Как 27-летний дизайнер-новичок создал фирменный стиль суперкаров Lamborghini Как 27-летний дизайнер-новичок создал фирменный стиль суперкаров Lamborghini

Как Марчелло Гандини смог создать настолько яркий образ суперкара Lamborghini

Esquire
Теория большого взрыва Теория большого взрыва

Вокруг женского оргазма сложилось немало мифов

Grazia
Милые родители, открыться не хотите ли? Милые родители, открыться не хотите ли?

К чему приводит нас искусство оберегать чужие тайны?

Psychologies
Ставка на прорабов: как сеть «Петрович» стала крупнейшим российским продавцом стройматериалов Ставка на прорабов: как сеть «Петрович» стала крупнейшим российским продавцом стройматериалов

На запуск «Петровича» потребовалось всего $2000

Forbes
«Вояджеры» обнаружили более плотный космос вне Солнечной системы «Вояджеры» обнаружили более плотный космос вне Солнечной системы

«Вояджер-2» вышел в межзвездное пространство

Популярная механика
«Тревожные люди» Фредерика Бакмана: жизнеутверждающий роман о людях и их драмах. Публикуем его фрагмент «Тревожные люди» Фредерика Бакмана: жизнеутверждающий роман о людях и их драмах. Публикуем его фрагмент

Отрывок из книги Фредерика Бакмана о проблемах современного общества

Esquire
Людмила Петрановская: «Новое поколение получилось отличным» Людмила Петрановская: «Новое поколение получилось отличным»

Получилось ли у нас стать хорошими родителями?

Домашний Очаг
Бриллианты не навсегда Бриллианты не навсегда

Иссякло месторождение, поставлявшее самые красивые розовые бриллианты

Robb Report
Борщ, минет, психоанализ: почему на нас возлагают ответственность за мужчин Борщ, минет, психоанализ: почему на нас возлагают ответственность за мужчин

Общество, семья и культура делают мужчин несамостоятельными: как быть женщинам

Cosmopolitan
Не терпи ПМС! Что такое предменструальный синдром и как он лечится Не терпи ПМС! Что такое предменструальный синдром и как он лечится

С ПМС знакома не понаслышке чуть ли не каждая девушка

Cosmopolitan
Как научиться врать и не краснеть: 8 основных правил Как научиться врать и не краснеть: 8 основных правил

Мастерство вранья подчас достигается годами усердных тренировок

Playboy
«Большинство сотрудников не задумываются о том, что их мессенджеры контролируют»: как в России сливают конфиденциальную информацию и что за это бывает «Большинство сотрудников не задумываются о том, что их мессенджеры контролируют»: как в России сливают конфиденциальную информацию и что за это бывает

Как сотрудники сливают конфиденциальную информацию конкурентам и мошенникам

Forbes
Глаз - алмаз: что, если бы у людей было орлиное зрение Глаз - алмаз: что, если бы у людей было орлиное зрение

От чего вы готовы отказаться ради того, чтоб обладать орлиным зрением?

Популярная механика
Ледяные вершины Плутона образовались из-за высотной разницы в количестве метана Ледяные вершины Плутона образовались из-за высотной разницы в количестве метана

Механизм образования ледников на Плутоне в корне отличен от земного

N+1
Редактирование генома спасло мышей от синдрома Ангельмана Редактирование генома спасло мышей от синдрома Ангельмана

Редактирование белком Cas9 оказалось эффективным в лечении синдрома Ангельмана

N+1
Великий и сбежавший Великий и сбежавший

Бывший глава Renault Карлос Гон снова готовится покорить мир

Forbes
Тест-драйв Renault Arkana Тест-драйв Renault Arkana

Стоит ли Renault Arkana?

СНОБ
Магнитный бит перевернули за рекордное время Магнитный бит перевернули за рекордное время

В будущем магнитные носители информации будут быстрее и энергоэффективнее

N+1
Открыть в приложении