По лезвию юмора: как шутить на работе и при этом не пострадать и никого не обидеть
Чувство юмора помогает сглаживать конфликтные ситуации, налаживать отношения с руководством и клиентами и вообще всячески способствует карьере. Но одна неудачная шутка может создать имидж неотесанного грубияна, подорвать профессиональную репутацию и разозлить коллег. Forbes Life составил небольшое руководство по использованию юмора на рабочем месте
Многие работодатели хотят, чтобы соискатели обладали чувством юмора, 11% работодателей указали такое пожелание к будущим сотрудникам в описании вакансии, HR-специалисты и руководители компаний считают, что с люди с хорошим чувством юмора не только легки и приятны в общении, но и лучше работают. Притом около 25% рекрутеров иногда подшучивают над кандидатами на собеседовании, а 16% сотрудников HR-отделов сознательно проверяют чувство юмора в процессе собеседования. Очень похожая картина наблюдается и со стороны соискателей: согласно опросу HeadHunter, 21% кандидатов подшучивают над рекрутами на собеседовании.
Сами соискатели и работники компаний высоко оценивают чувство юмора, 80% опрошенных признались, что обладают хорошим чувством юмора. Большинству сотрудников компаний чувство юмора помогает скрасить «серые будни» (52%), многим оно помогает сглаживать конфликтные ситуации, налаживать отношения с руководством и клиентами (эти задачи отметили около 45% опрошенных). В любом случае, 79% опрошенных считают, что чувство юмора может помочь в карьере.
Все ли так радужно?
Природа шутки в двусмысленности, противоречии и несоответствии формы и содержания, комизме ситуации. Еще Платон утверждал, что без смешного нельзя понять серьезное, и вообще противоположное познается с помощью противоположного. Именно двуликая природа, лежащая в основе шутки, становится как источником смеха, так и в случае неудачной шутки оборачивается против шутника, становится залогом непонимания, потери хорошей репутации или даже преследования.
Часто восприятие шутки зависит от контекста. Анекдот, который покажется забавным и пикантным в компании друзей, может оказаться полным провалом в ситуации официального общения. Есть контексты, в которых шутки воспринимаются очень настороженно, сюда относится в первую очередь религиозные контекст. Широко известен случай с карикатурами на исламского пророка Мухаммеда, опубликованными 30 сентября 2005 года в датской газете Jyllands-Posten. После публикации рисунков на художника-карикатуриста посыпались многочисленные обвинения, однако датский суд встал на сторону светской газеты и не нашел в рисунках состава преступления. Но на этом дело не закончилось, в Дамаске и Бейруте начались бурные протесты, возмущенные толпы подожгли здания посольств Дании и Норвегии, в Палестине разгромили немецкий культурный центр, в Газе попытались ворваться в офис Евросоюза, в Иордании арестовали редакторов газет, перепечатавших рисунки.
Сам карикатурист пережил несколько покушений, за его жизнь афганские талибы предложили 100 кг золота, однако эта ситуация помогла получить ему в 2010 году Лейпцигскую премию «За будущее и свободу средств массовой информации» размеров в €30 000.
Восприятие смешного зависит от культуры. Если какие-то культурные и религиозные сообщества категорически не допускают юмора и самоиронии на определенные темы, то в других ситуация выглядит противоположным образом. Широко известны ироничные и меткие шутки представителей британской королевской семьи, однако в Великобритании юмор пронизывает все классы, как утверждает Кейт Фокс в книге «Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения», все может стать предметом шуток, но в первую очередь сам говорящий. Самоирония англичан требует отдельного изучения, для понимания культурного контекста важно всегда иметь ее в виду — чем больше англичанин иронизирует над своими достижениями и преуменьшает их, тем более значительными они могут являться на самом деле. Антропологи, детально изучавшие особенности британского юмора, рекомендуют никогда не воспринимать прямо слова говорящего, зачастую за ними скрывается ровно противоположное отношение.