Отцы-основатели: почему конфликт наследника с родителями из-за передачи дел неизбежен
Старшее поколение предпринимателей не обязано любить и принимать современные тренды в лидерстве, но им нужно принять, что наследники обязаны быть непохожими на родителей — ведь им придется решать совсем другие задачи. Так считают директор по исследованиям Центра управления благосостоянием и филантропии школы управления «Сколково» Иван Климов и исследовательница центра Софья Шибкова
«Я люблю своих родителей, я стопроцентно их сын. Но мне не близок ни их стиль руководства другими людьми, ни то, как они используют деньги. Мне кажется, что это не скажу чрезмерное потребление, скорее, неуместный гедонизм» — за этими словами тридцатилетнего предпринимателя, чьи родители долго и успешно занимались бизнесом, скрывается несколько интересных сюжетов. Дело не в извечном конфликте отцов и детей, скорее речь о том, как сейчас устроен процесс преемственности, какой опыт передачи ответственности за свое дело приобретают основатели бизнеса и их наследники. Российское общество впервые за тридцать лет после восстановления института частной собственности вступает в период транзита, затрагивающего не только политические, но и экономические элиты. Что можно сказать о механизмах преемственности и сложностях этого процесса?
Формула преемственности
Исследование Центра управления благосостоянием и филантропии «Сколково» «Опыт преемственности глазами первого и второго поколения» позволяет сформулировать неочевидное утверждение: наиболее активно и последовательно тему преемственности поднимает «второе поколение». Судя по высказываниям многих его представителей, родители «тормозят» или «уходят» от обсуждения и прояснения плана преемственности. И этот момент реально волнует преемников.
Очевидна причина такого парадокса: у поколений родителей и детей разные формулы преемственности. Доводы, на основании которых родитель принимает решение о преемнике, как и сценарии преемственности, непонятны самим наследникам и преемникам. И наоборот: их представление о сегодняшнем времени, о том, что уместно сейчас, за чем — будущее, а что явно отживает свой век, не совпадает с картиной мира отцов.
Еще одна иллюстрация. Другой участник нашего исследования, развивающий свой бизнес как международный, объяснил, почему он не берет денег у отца. Зарубежные знакомые, друзья и партнеры из его возрастной когорты не воспримут это как fair play («честная игра»), считает он. Это использование нерыночных преимуществ для развития своего бизнеса: они берут кредит на рынке, а он — из семейных капиталов. «Я выпаду из сообщества, потеряю свой социальный капитал, свои связи. Отец этого моего решения не понимает, но вынужден принять. А меня это заботит сильнее, чем беспроцентный кредит