От театра-буффонады до эпической антиутопии. 5 лучших фильмов Марка Захарова
1 октября прошла церемония прощания с режиссером и актером Марком Захаровым. Марк Анатольевич работал в театре, возглавляя «Ленком», и поэтому снял не так уж много кинокартин. Мы вспомнили лучшие из его фильмов
Театральная аскетичность изобразительных средств и в то же время опереточная легкость, вечный тяжелый мотив о преступности любой абсолютной власти и в то же время самые романтичные и сентиментальные (в хорошем смысле) любовные линии в советском кино, акцент на театральности и литературной основе — впрочем, даже не нужно объяснять, за что любят фильмы Марка Захарова. Просто любят, и все.
В нашем списке не приводится легендарная «Юнона и Авось» — это формально не фильм, а лишь запись спектакля. Зато какого! Возможно, это самый популярный мюзикл и самая сентиментальная мелодрама в истории СССР.
«Тот самый Мюнхгаузен»
Этот фильм — одновременно наш «Форрест Гамп» и наши «12 обезьян», а еще ему и в подметки не годится сравнимая по нахально-мифологической интонации и куда более поздняя «Крупная рыба» Тима Бертона. Потрясающе наблюдать за тем, как Захаров при помощи его постоянного сценариста, драматурга Григория Горина, превращает роман Распэ в сагу о грандиозном лжеце и одновременно новом Иисусе, бароне Мюнхгаузене (Его роль исполнил Олег Янковский, великим которого сделал именно Марк Захаров). Собственный дом он превратил в театр-буффонаду, где непрерывно происходит комедийная сюрреалистическая чехарда. Этот заложник романтического образа вовсе не так прост, как кажется.
Сейчас бы сказали, что герои Захарова в этом фильме разговаривают мемами, а тогда и слова-то такого не было, а мемы уже были: «Гениально, как все истинное»; «Сумасшедшим нельзя жениться, это незаконно и негуманно»; «Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть»; «Прекратите сейчас же, через 20 минут начнется война с Англией»; «Неужели вам нужно обязательно убить человека, чтобы убедиться, что он живой?» И, конечно: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь».