Особенности нашей памяти: можем ли мы доверять себе
Память делает нас теми, кто мы есть, однако у науки уже накопилось немало вопросов к этому процессу. Насколько наша память способна исказить реальность? Можно ли стереть воспоминания? Почему иногда нужная информация не приходит вовремя? Можно ли запоминать быстрее и легче и как этому поспособствовать?
Детская амнезия
Ученые не раз задавались вопросом, почему мы не помним свою жизнь с самого начала и куда девались воспоминания до трех лет. А что, если они есть, просто мы не можем их извлечь? Что, если мы все помним, но не умеем пользоваться своей памятью?
Детские воспоминания интересуют ученых еще и потому, что дети в 3 года еще прекрасно помнят, что было раньше, а вот когда вырастают – напрочь забывают свои самые ранние воспоминания. Зигмунд Фрейд назвал этот феномен младенческой амнезией.
Ученые убедились, что в первый год жизни мозг формирует огромное количество новых нейронных связей, а тренировать мозг ребенок начинает еще в утробе матери.
Изучением этого вопроса занимался немецкий психолог XIX столетия Герман Эббингауз. Он провел ряд экспериментов по выявлению пределов человеческой памяти и пришел к выводу, что человек поразительно быстро забывает все, что узнает. Если не применять специальные усилия для запоминания, мозг отсеивает половину новых знаний в течение часа после их получения. Через месяц он помнит всего 2-3% из того, что учил. Поэтому мы при освоении новых знаний работаем над запоминанием, проводим деловые игры, чтобы новые навыки лучше «прижились» благодаря сильным эмоциям, смыслу и вовлеченности. Если не работать над запоминанием и практикой, из только что полученных знаний останется всего 3%!
Однако ученые пока не пришли к единому мнению по поводу того, почему мы не помним первые события. Среди версий – до трех лет еще не развита речь, а именно речь помогает лучше упаковать и хранить события. Еще одна версия – родители и окружение не придают значения важности запоминания событий в первые годы нашей жизни. Есть также предположение о недостаточной развитости мозга для запоминания в самом раннем детстве.
О причинах «младенческой амнезии» ученые продолжают спорить, зато все солидарны в убеждении, что происходящее, несмотря на то, что мы его явно не помним, влияет на нас. События самого раннего детства влияют даже на нашу взрослую жизнь, хотя мы их и не можем вспомнить и описать.