Вооруженное отчуждение
В Дижоне 10 июня началось с малого, как может показаться, инцидента. Просто кто-то на кого-то не так посмотрел. Кончилось плохо: теперь о разборках в столице Бургундии говорит вся Франция
В от лаконичный рассказ «Зелимхана» (французские СМИ использовали условное имя), отца подростка, из-за которого, собственно, и заварилась вся каша в Дижоне: как-то вечером сына позвали друзья-албанцы — то ли помочь, то ли выступить посредником в какой-то их разборке. Они встретились в кальян-баре, там уже выяснилось, что у них конфликт с местными алжирцами, или французами алжирского происхождения (во Франции выходцев из арабской северозападной Африки называют магрибцами). Слово за слово, началась драка, чеченца серьезно избили…
Теперь кто-то говорит, что две мафии не поделили «раён», а кто-то, что случился молодежный конфликт по типу «двор на двор». Но не в этом суть. А в другом: об инциденте быстро стало известно в чеченской общине, где реакция была мгновенной — своих в обиду не даем. И в Дижон со всей округи и из других городов устремились десятки земляков, чтобы отомстить за своего. Так возникли беспорядки — с поджогом машин, импровизированными баррикадами из мусорных баков, порчей имущества, со стычками с полицией. Судя по видео из социальных сетей, по улицам разгуливали агрессивно настроенные люди в балаклавах с оружием! С бейсбольными битами и металлическими прутьями. Есть несколько пострадавших. «Мы против всякого насилия, это совершенно недопустимо, и я призываю всех успокоиться»,— обращался по телевидению неизвестно к кому папа «Зелимхан». Но никто не успокаивался.
Поначалу события оказались неожиданностью для полиции и муниципальных властей. Против многочисленной толпы смогли выставить лишь 15 полицейских. Вскоре, однако, серьезность ситуации стала ясна, в Дижон перебросили 150 бойцов военизированной жандармерии, отряды французского ОМОНа (RAID и GIGN).
То, что в крупном городе, столице Бургундии, вдруг не оказалось правоохранителей-силовиков для противодействия бесчинствующей толпе, вызвало среди французов даже большее возмущение, чем сам факт беспорядков. Госсекретарь МВД Лоран Нюнес, выехавший в Дижон, заверил, что отпор будет дан со всей силой закона. Полиция открыла уголовное дело о покушении на убийство (это о нападении на чеченца). Под стражу заключено четверо подозреваемых. При этом власти обещают «системно разобраться» с вопросом о депортации иностранцев, не соблюдающих правила достойного поведения в стране пребывания. Быстро оформился и политический фон: дижонскими событиями сразу же воспользовалась оппозиция. Лидер партии республиканцев Кристиан Жакоб потребовал «принять наконец жесткие меры против вспышки насилия», а Марин Ле Пен обвинила власти в «хаосе в области безопасности».