Вдох, выдох, жизнь
Мировая премьера балета «1234» состоялась на второй сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова в Санкт-Петербурге. О рождении и постановке уникального спектакля, созданного ведущими хореографами из России и Европы, рассказывает «Огонек».
Два года назад российский хореограф Юрий Смекалов задумал спектакль, соавторами которого должны были стать хореографы из разных стран. Каждому предстояло поставить собственную часть, при этом не планировалось раскрывать зрителю, кто за какой фрагмент отвечает. Смекалов хотел включить публику в игру: постараться разглядеть особенности хореографии каждого. Так возникла идея кросс-национального представления — многочастного спектакля, где соединятся постановки хореографов разных стран и континентов, отразив в себе разные национальные школы балета, традиции и подходы к танцу. За работу над спектаклем взялись Юрий Смекалов (Россия), Ксения Вист (Германия), Хелдер Сеабра (Португалия) и Яэль Цибульски (Израиль). А воплотиться замыслу помог Газпромбанк.
Так появилась исходная цифра 4. Четыре хореографа, четыре части балета, четыре истории. «Классический спектакль, к которому привык зритель, обычно состоит из двух отделений, каждое из них мы поделили между парой хореографов. Получилось 25 минут каждому — это минимальное время, за которое можно успеть воплотить на сцене свою художественную мысль»,— объясняет Юрий Смекалов.
«1234». На минималистичной затененной сцене разворачивается история жизненного пути человека. Декорации практически не меняются, только кон-структивистская стела в центре сцены по ходу действия плавно трансформируется. Поначалу она означает внутренний стержень человека, затем оборачивается массивными жерновами проходящих лет и, наконец, расцветает фантастическим деревом жизни.
«1». Первая часть, тщательно выверенная, с четкими линиями и формами, наполнена психологизмом. Безымянный хореограф обращается к теории Айзенка — отрывки его лекции вплетены в звуковое оформление постановки (композитор Бхима Юнусов). Ученый в своих исследованиях пытался проникнуть в тайны личности: как человек мыслит, чувствует, действует. Это единственная часть, где есть явный главный герой. Его играет легкий и стремительный Александр Челидзе, мастер характерного танца. Здесь он демиург и создатель, исследующий мир, человеческие психотипы, дергающий послушные тела за невидимые ниточки.
«2». Напряженная умственная работа первой части спектакля сменяется чувственным карнавалом второй. Хореограф обращается к теме дуализма мира, одинокие фигуры на сцене сливаются в пары, их движения перетекают друг в друга через соприкосновения тел. Женщина и мужчина, мать и ребенок, друг и друг — отношения двоих могут быть неисчерпаемо глубокими. Пространство сцены заполняется движением, люди обретают друг друга, их много, они танцуют, они счастливы и больше не одиноки.
«3». Третья постановка — экспериментальная часть спектакля, резко контрастирующая с другими пластически и эмоционально. Силовые движения, акробатика, театральная эстетика, плотная динамика — кажется, артисты балета работают на пределе физических возможностей. Это уже не танец, а исследование человеческой природы, торжество хаоса и подсознания. В какой-то момент посередине танца начинает рассуждать вслух артистка балета Полина Митряшина — безучастным голосом, сопровождая монолог ломаными движениями, она вопрошает у зрителей: «Вы когда-нибудь чувствовали, что находитесь внутри коробки?..» Так хореограф переходит еще к одной важной теме: предрешенности, запрограммированного сознания современного человека, механизированности его существования.