В Нью-Дели и Исламабаде спорят о том, кто кого переиграл в войне по очкам

ОгонёкОбщество

Не накликать беду

Пока весь мир с опасением наблюдает, во что выльется противостояние двух ядерных держав южной Азии, в Нью-Дели и Исламабаде больше спорят о том, кто кого переиграл в первой за полвека войне по очкам и… Кликам

Евгений Пахомов, корр. ТАСС в Нью-Дели — для «Огонька»

Вот она, разрядка международной напряженности: индийские брадобреи стригут усы под героя-летчика, причем иногда бесплатно. Фото EPA-EFE / Vostock Photo

Многие автомобилисты и мотоциклисты уже и не выезжают на улицы индийской столицы без государственных флагов: так они отмечают «победу наших летчиков». На телеэкранах и первых полосах газет постоянно мелькают в разных ракурсах военные самолеты, главные герои, разумеется, истребители — Mirage-2000 и МиГ-21. Стоит собраться группе, все начинают обсуждать воздушный удар по соседнему Пакистану и сколько каких самолетов удалось сбить.

Удивляться тут нечему: в нынешнем индо-пакистанском обострении воздушные сражения — гвоздь программы и на момент сдачи этого номера (тьфу-тьфу-тьфу!) ее кульминация. Напомню канву. Сначала 26 февраля индийские Mirage-2000 нанесли удар по пакистанскому Балакоту, где, как полагают в Нью-Дели, находился лагерь исламистской группировки «Джаиш-е-Мухаммад» («Армия Мухаммеда»), причем это был первый бомбовый удар по собственно пакистанской территории (а не по подконтрольному Исламабаду Кашмиру) после третьей индо-пакистанской войны 1971 года. А уже на следующий день пакистанская авиация попыталась атаковать индийские позиции в Джамму и Кашмире.

Там, как известно, завязался массовый воздушный бой между пилотами двух стран — тоже первый за 48 лет. Наземных столкновений на момент подписания номера в печать отмечено не было. Между сторонами продолжались перестрелки в спорном Кашмире, погибло несколько мирных жителей (по различным данным — от 8 до 14 с обеих сторон), но это здесь, увы, дело довольно обычное.

Бросается в глаза, что пока телеканалы в Европе, Америке, да и в России, пугают зрителей призраком ядерного апокалипсиса, в самой Индии войны никто не ждет. Здесь, скорее, не исключают новых точечных ударов и выясняют с азартом, достойным знатоков главного спорта Южной Азии — крикета: «С каким счетом мы их сделаем в этот раз?». Иногда кажется, что все вдруг стали экспертами по истребителям. Во всяком случае, дискуссии на тему о том, сколь вредно для организма катапультирование, какой самолет лучше в маневренном бою — МиГ-21 или F-16 и какие бомбы стоит использовать для воздушных ударов в горах,— все это в порядке вещей. Впрочем, есть подозрение, что и по ту сторону границы — тоже…

Комары против самолетов

Примерно на том же уровне идут обсуждения и профессиональных экспертов: те также рассуждают о характеристиках самолетов, спорят о том, какой из них маневрирует лучше. При этом в каждой из противостоящих стран эксперты поддерживают официальную точки зрения. Не сообщая при этом никаких новых деталей. Делают они это по целому ряду причин, но главная из них та, что детали эти никому не известны.

Загадки и в самом деле окружают каждый из этапов этой двухдневной войны. Например, сколько террористов убито при налете индийских Mirage-2000 на лагерь под Балакотом? Сразу после того удара газеты в Нью-Дели со ссылкой на источники заявили: уничтожено под 300 боевиков. Потом возникла другая цифра — около 250.

При этом между представителями индийского правительства развернулось своего рода соревнование, как уйти от прямого ответа на вопрос о результатах атаки. Главком ВВС Индии маршал Бирендер Сингх Дханоа сказал как отрезал: «Мы не считаем человеческие жертвы. Мы считаем, сколько целей поразили!» Журналисты ухватили и донесли суть: все намеченные цели, мол, уничтожены.

Министр обороны Нирмала Ситараман, в свою очередь, получив вопрос о потерях на земле, подчеркнула, что Индия нанесла «невоенный удар»: «Мы сделали все, чтобы не было жертв среди гражданского населения, и потерь среди мирного населения не было».

Но больше всех цитировали госминистра иностранных дел Виджая Кумара Сингха, этот генерал в отставке ответил на соответствующий вопрос жестче и образнее коллег. А именно: «Прошлой ночью было много комаров, и я использовал спрей против насекомых, чтобы их уничтожить. Должен ли я был потом пересчитать убитых комаров или мог спокойно лечь спать?»

Пакистан тем временем занял противоположную позицию: у нас никто не пострадал! Индийские самолеты, по версии пакистанских военных, нанесли удар по безлюдным горам, поросшим соснами и гималайскими кедрами. Исламабад даже пригрозил обратиться с жалобой в международный суд «на нанесение индийскими истребителями-бомбардировщиками ущерба пакистанской природе». Мол, никакого лагеря и никаких террористов там не было, а вторгшиеся «индийские самолеты-агрессоры» были отогнаны пакистанскими ВВС, вот индийцам ничего не оставалось, как отбомбиться где попало.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Проявить внимание Проявить внимание

Снимки, сделанные в СССР и России с конца 1940-х до наших дней

Esquire
Бюрократия жалоб Бюрократия жалоб

Институт жалоб начинает конкурировать с судебной системой

Огонёк
Заложник большой игры. Как мелкий бизнесмен стал «кошельком Мадуро» Заложник большой игры. Как мелкий бизнесмен стал «кошельком Мадуро»

Разговор с Нурланом Байдильдой, которого назвали «кошельком Николаса Мадуро»

Forbes
Михаил Башкатов «Что я делаю лучше всего? Сыновей» Михаил Башкатов «Что я делаю лучше всего? Сыновей»

Актер признался, что обожает помедитировать, когда моет посуду

StarHit
Тест Alldocube X: солидный китайский планшет с дисплеем Samsung Тест Alldocube X: солидный китайский планшет с дисплеем Samsung

Планшет Alldocube X является типичным представителем устройств начального уровня

CHIP
Спасаем аллергиков: 7 устройств, с которыми легче дышится Спасаем аллергиков: 7 устройств, с которыми легче дышится

Подборка устройств, которые помогут спрятаться от аллергии

CHIP
Меняющая реальность Меняющая реальность

Лили-Роуз Депп рассказала, почему ролевой моделью для нее остается мама

Grazia
Мицеллярная вода: что мы о ней знаем и какую выбрать Мицеллярная вода: что мы о ней знаем и какую выбрать

Какая мицеллярная вода подойдет тебе

Cosmopolitan
Токен не для всех. Почему россиянам ограничивают инвестиции в криптовалюты Токен не для всех. Почему россиянам ограничивают инвестиции в криптовалюты

Регулирование криптовалютных активов затрагивает интересы частных инвесторов

Forbes
Что скрывают повторяющиеся сны Что скрывают повторяющиеся сны

Толкование снов — дело тонкое, но увлекательное

Psychologies
Компакт-диск: почему он будет жить еще долго Компакт-диск: почему он будет жить еще долго

Краткая история компакт-дисков

Популярная механика
Что определяет нашу личность Что определяет нашу личность

Проблема тождества личности

Psychologies
Ирония судьбы Ирония судьбы

Способность острить и смеяться над чужими шутками определяет отношения с миром

Добрые советы
Добро как система Добро как система

Как нам разумно обустроить благотворительность

Русский репортер
Мрачная Хлои Кардашьян после измены Тристана Томпсона пошла с сестрами в церковь Мрачная Хлои Кардашьян после измены Тристана Томпсона пошла с сестрами в церковь

34-летняя модель и звезда реалити-шоу переживает распад своей семьи

Cosmopolitan
Гениально: 20 утренних бьюти-лайфхаков, которые понравятся ленивым девушкам Гениально: 20 утренних бьюти-лайфхаков, которые понравятся ленивым девушкам

Тебе больше не придется выбирать между сном и красотой

Cosmopolitan
Как выглядеть умнее в разговоре Как выглядеть умнее в разговоре

Публичные выступления — это всегда стресс

Maxim
Что делать, если вам стыдно за свои чувства Что делать, если вам стыдно за свои чувства

Откуда берутся метаэмоции и как с ними справляться

Psychologies
Территория сновидений Территория сновидений

Какие важные детали помогут превратить спальню в романтический уголок

Лиза
Тельняшки в кино: краткая история Тельняшки в кино: краткая история

Как полоски носят Лиз Тейлор, Брижит Бардо и Одри Тоту на экране

Vogue
Кузбасс против Кемерово. Зачем губернатору Цивилеву ребрендинг области Кузбасс против Кемерово. Зачем губернатору Цивилеву ребрендинг области

Чем закончится переименование Кемеровской области

Forbes
Строитель Boeing и BMW: как вера в свою идею помогла Хансу Лангеру стать миллиардером Строитель Boeing и BMW: как вера в свою идею помогла Хансу Лангеру стать миллиардером

Баварский миллиардер Ханс Лангер — пионер мировой 3D-печати

Forbes
Практикуйте благодарность, чтобы изменить пищевые привычки Практикуйте благодарность, чтобы изменить пищевые привычки

Новый способ, помогающий улучшить пищевые привычки, — благодарность

Psychologies
Самые примечательные кроссовки, которые вышли в марте Самые примечательные кроссовки, которые вышли в марте

Несколько интересных релизов кроссовок за последние 30 дней

Esquire
От авитаминоза до аллергии: как устоять перед весенними напастями? От авитаминоза до аллергии: как устоять перед весенними напастями?

Какие опасности таит весна для будущих мам

9 месяцев
Барахолка с оборотом €1,8 млрд: новая мекка челноков Барахолка с оборотом €1,8 млрд: новая мекка челноков

Кто заработал на открытии восточных ворот нового Шелкового пути

Forbes
Цифровой прорыв: как компании привлекают женщин в ИТ Цифровой прорыв: как компании привлекают женщин в ИТ

Гендерный баланс положительно сказывается на бизнес-показателях

Forbes
5 причин, почему парни изменяют своим девушкам (не все так очевидно) 5 причин, почему парни изменяют своим девушкам (не все так очевидно)

Иногда они даже сами не отдают себе отчет в том, зачем им это нужно

Playboy
В ожидании взрыва: чем опасен для соседей китайский «клановый капитализм» В ожидании взрыва: чем опасен для соседей китайский «клановый капитализм»

Какие последствия для России и Евразии может иметь проект «Один пояс, один путь»

Forbes
Проект OCCRP сообщил о виллах окружения Чемезова в Испании Проект OCCRP сообщил о виллах окружения Чемезова в Испании

Новое расследование проекта OCCRP

Forbes
Открыть в приложении