«Менять нужно все: подходы, методы, принципы»
8 декабря в Москве будут говорить о счастье. По крайней мере, такая тема заявлена как ведущая для общероссийского гражданского форума (ОГФ), проводимого комитетом гражданских инициатив (КГИ). «Огонек» решил поинтересоваться, о каком счастье пойдет речь и насколько такая тема актуальна в условиях экономического кризиса, у бывшего главы КГИ, а ныне председателя счетной палаты России Алексея Кудрина
— Алексей Леонидович, почему о счастье, а не о социальном неравенстве, которое растет, или о доходах населения, которые падают?
— Пока шла работа над стратегиями развития России (до 2024 и 2035 годов), я изучал принятые в разных странах критерии оценки деятельности правительства.
Я тогда не воспринимал всерьез такой критерий, как «счастье», предпочитал оперировать привычными экономическими показателями, например «ВВП», «ВВП на душу населения» и т.п. Пока шла работа над стратегией, я изучал принятые в разных странах подходы, и мне показалось интересным, что граждане некоторых стран с высоким ВВП на душу населения, по результатам опросов, оказывались не слишком счастливы и довольны своей жизнью. И напротив, иногда там, где ВВП на душу населения был низок, индекс счастья оказывался высок.
— Может, дело в климате?
— Разве только отчасти. Есть еще такие понятия, как «достоинство», «сопричастность», которые, как выяснилось, также имеют колоссальное значение для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым. И развитый мир стремительно перестраивает свою систему оценки под показатель вовлеченности в самые различные гражданские, общественные и социальные процессы. Тут и показатели профессионального развития, и участие в решении проблем своей улицы, и вопросы экологии. Иными словами, человек доволен собой и миром — то есть как раз счастлив! — когда ощущает, что какое-то важное решение власть приняла не за него, а он видит результат своей деятельности.
— Большинство россиян и в выборы-то не верят...
— А я о чем?! Мы проводили опрос и выяснили, что наши граждане верят в то, что могут что-то изменить и повлиять на процессы разве что на уровне своего дома или двора, не выше. По крайней мере, в этом убеждены хотя бы 36 процентов опрошенных, а вот когда речь заходит о городском масштабе, то тут в результат своей деятельности верят меньше 10 процентов. И только 6 процентов россиян убеждены, что от них зависит, куда и с какой скоростью идет страна. Отсюда — негативные настроения, беспокойство за свое будущее и будущее своих детей.
Впрочем, наш мир не такой черный. В последнее время я лично сталкиваюсь с любопытной тенденцией среди своих сверстников — людей в возрасте 50– 60 лет, которые хотят сделать хоть что-то, чтобы изменить мир вокруг: строят церкви, создают школы и детские сады, благотворительные фонды и т.д. Это активная позиция. И что самое важное — эти люди стали, по их собственному признанию, счастливее.
— Вы теперь госчиновник и глава Счетной палаты, о каком активном участии в такого рода форумах может идти речь?
— Закон этого не запрещает. Помимо меня на форум собираются также глава Минздрава Вероника Скворцова, министр цифрового развития Константин Носков, замглавы Минюста Денис Новак и глава Фонда президентских грантов Илья Чукалин.
Но я не просто гость и бывший председатель КГИ, а глава Счетной палаты, которая в отличие от других ведомств по закону является инструментом общественного управления и контроля. Так что мы на абсолютно законных основаниях расширяем взаимодействие с экспертным сообществом, с великим множеством общественных организаций.
— Социсследования показывают, что большинство населения (70 процентов) сегодня еле сводят концы с концами, экономя на всем, и их больше интересует тема повышения доходов и жизненного уровня. Не рано ли вы занялись счастьем?
— Но повышение жизненного уровня — это не только рост доходов, это лучшее образование, более доступная и качественная медицина, увеличение продолжительности жизни и т.д. И такие наццели президент поставил в своем майском указе.
И, например, чтобы увеличить продолжительность жизни, надо не только повышать доход, но и как можно раньше выявлять и начинать профилактику заболеваний, особенно хронических.
И для этого надо перестроить все здравоохранение, создать разветвленную сеть спортивных и фитнес-клубов, а главное — привить обществу культуру регулярного занятия спортом и посещения врача. Искоренить алкоголизм, от которого гибнут сотни тысяч россиян. В противном случае есть риск не дожить до 60...
— А власть при таком раскладе взяла и повысила пенсионный возраст...
— Повышение пенсионного возраста — это для тех, кто доживет до 60 лет. Многие просто не доживают. Но те, кто дожил, как правило, активны и продолжают трудиться по собственной инициативе. Я знаю немало людей, кому перевалило за 60, и они полны жизненной энергии. То есть вопрос обязан звучать так: активен ли россиянин в свои 60 и может ли он трудиться? Ответ: да.