Одержимость контролем и нарциссизм основательницы погубили один из самых многообещающих стартапов Азии — история Zilingo
Маркетплейс Zilingo в феврале 2022 года оценивался в $1,2 млрд, но спустя полгода стартап оказался на грани ликвидации. Всё из-за «безбашенности» основательницы, её построенном на страхе управлении и махинаций в финансах. Конспект расследования Bloomberg.
Весной 2022 года совет директоров сингапурской b2b-платформы Zilingo отстранил от должности её гендиректора и соосновательницу Анкити Боуз. Её обвиняли в недобросовестном управлении и искажении финансовых отчётов.
После этого из компании ушли некоторые кредиторы и более 100 сотрудников, а совет директоров теперь обсуждает возможную ликвидацию. При том, что среди постоянных инвесторов стартапа числился фонд Sequoia Capital, а сам проект ещё в феврале 2022 года оценивали в $1,2 млрд.
Сперва крах Zilingo огорошил игроков азиатского рынка, но позже стало ясно, что он был неизбежен. Почему — рассказало издание Bloomberg, опросив свыше 60 бывших и нынешних сотрудников, пользователей, инвесторов и независимых предпринимателей.
Всё ради Масаёси Сона: как Боуз управляла компанией
Идея Zilingo пришла Боуз, когда та бродила по рынку в Бангкоке, глядя на 15 тысяч лавок с товарами со всего Таиланда. Вместе с товарищем Дхрувом Капуром она построила b2c-платформу, на которой всё это мог купить любой житель Юго-Восточной Азии, а не только гражданин Бангкока или турист.
Получить первые деньги помог Шайлендра Сингх — бывший коллега Боуз из индийского подразделения Sequoia Capital. В фонде были «высокого мнения» о тогда ещё 23-летней Боуз, так что Zilingo с 2015 по 2017 год смогла привлечь от него и других около $28 млн.
Трудности, впрочем, не заставили себя ждать, пишет Bloomberg. У b2c-сервиса, каким бы привлекательным ни казался дизайн, была низкая маржа. А ещё невысоким был средний уровень доходов в Юго-Восточной Азии. Поэтому в конце 2017 года соучредители превратили Zilingo в b2b-платформу, чтобы мелкие производители продавали товары напрямую розничным торговцам и оптовикам.
В 2018 году Zilingo привлекла от инвесторов ещё $54 млн и решила потратить $1 млн на сотрудничество с инфлюенсерами. Девять блогеров отправились в Марокко на три дня — катались на верблюдах и воздушных шарах, ходили на йогу и «роскошные ужины». Вот только толку принесли мало.
Этой кампанией Zilingo надеялась привлечь 1 млн новых пользователей — то есть по одному на каждый потраченный доллар, — а пришло всего 10 тысяч человек. Боуз отказалась комментировать эксперимент и сказала лишь то, что траты вписывались в годовой маркетинговый бюджет фирмы — он составлял $10 млн.
Неудача не остановила предпринимательницу, поэтому она продолжала и дальше тратить деньги на «сомнительные инициативы» в надежде на агрессивный рост бизнеса. В результате Zilingo решила:
- Давать 2-4%-ную скидку на транзакции. По сути она платила продавцам за торговлю в сервисе для этой самой торговли и лишала саму себя притока комиссионных выплат.
- Выдавать кредиты нуждающимся в капитале продавцам. Последним идея нравилась, поэтому Боуз призвала делать это ежемесячно и увеличить объёмы выплат. Позже большую часть долга списали, поскольку торговцы оказались в бедственном положении из-за пандемии.