«Нобели. История моей семьи: династия ученых, инженеров, предпринимателей»
Фамилия Нобель у большинства людей ассоциируется с одной из самых известных международных премий, которая ежегодно вручается за выдающиеся научные достижения и изобретения, а также вклад в культуру и развитие общества. Но вот о том, что члены этой семьи — изобретатели, химики, врачи, инженеры и меценаты — внесли существенный вклад в развитие российской промышленности и науки, знает куда меньше людей. Книга Марты Нобель-Олейниковой «Нобели. История моей семьи: династия ученых, инженеров, предпринимателей» (издательство «Paulsen») — это семейная хроника, которая охватывает период с 1655 по 1952 год и рассказывает, среди прочего, о деятельности нескольких поколений семьи Нобель в России. Изначально эта книга была опубликована ограниченным тиражом только для членов семьи, однако теперь, благодаря фонду «Траектория», ее впервые можно прочесть на русском языке в переводе Аси Лавруши. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, который посвящен роли изобретателя-конструктора Людвига Нобеля в развитии речной, морской и железнодорожной транспортировки нефти в России.
Морской нефтетранспорт
Примерно в середине XIX в. ни перевозчики, ни сами производители нефти не рисковали перевозить керосин по морям и рекам, кроме как на парусных судах и баржах, приводимых в движение буксирами, лошадьми или людьми. Знаменитые бурлаки на Волге с их знаменитой трудовой песней «Эй, ухнем!» исчезли только в конце 1860-х гг. Для небольших рек строились парусные суда легкого типа, которые выходили из строя после 1–2 ходок, поскольку буксировать их назад без груза было невыгодно.
Более долговечные суда курсировали по Каспию из Баку до Персии и до Астрахани у устья Волги. Здесь 20–25-пудовые бочки загружали на мелководные речные баржи, что было весьма дорогостоящим и трудоемким способом, так что стоимость транспортировки превышала изначальную цену товара. Использовать же пароходы было рискованно из-за высокой пожароопасности.
Несмотря на это, Нобель зафрахтовал для перевозки керосина пароход товарищества «Кавказ и Меркурий»1. Но в емкостях образовалась течь, возникли повреждения вследствие качки, которая на Каспии бывает довольно сильной, — в результате потери составили 11 процентов от общего объема груза. У Людвига возникло предложение — отказаться от старой системы перевозки нефти в бочках и использовать для фрахта новые специально разработанные нефтеналивные танкеры. Он предложил эту идею товариществу «Кавказ и Меркурий», у которого была государственная поддержка, и другим перевозчикам, но получил отказы, так как проект показался всем слишком рискованным. Тогда Людвиг решил реализовать его самостоятельно, хотя, будучи иностранцем (т. н. «иностранным подданным»), он не имел права владеть собственной флотилией. Ни одно из волжских пароходств тоже не проявило интереса к строительству морского транспортного корабля. Но поскольку импорт иностранных судов не был запрещен, Людвиг решил найти необходимые мощности в Швеции.
1«Кавказ и Меркурий» — одно из крупнейших российских пароходств, осуществлявшее грузовые и пассажирские перевозки по Волге и части Каспийского моря в XIX — начале XX в.
Российские критиканы вынесли вердикт: поскольку здравомыслящие американцы считают возможным перевозить нефть в Европу исключительно в бочках, то говорить о нефтеналивных танкерах на Каспии может только безумец. Но изобретатель-конструктор Людвиг Нобель не отступил и сам выполнил эскиз для будущего танкера: сорок железных цистерн, соединенных трубами, обеспечивая тем самым быструю загрузку и выгрузку.