Скульптор Пьетро Кюфферле в Петербурге
Около восемнадцати лет, с 1899 года, работал в российской столице итальянский мастер Пьетро Кюфферле (здесь его чаще называли Петром Иосифовичем). Трудился он весьма плодотворно в различных областях скульптуры, именно поэтому его творческая биография оказалась включённой в издание 1915 года «Россия в её прошлом и настоящем», посвящённое 300-летию Дома Романовых. В нём сообщалось, в частности, что родился Кюфферле в 1871 году в Вероне, там же учился под руководством профессора Спацци, уделяя особое внимание технике обработки мрамора. До приезда в Россию работал в Праге, Венеции, Падуе.
В Петербург его пригласили соотечественники братья Ботта, владевшие скульптурной мастерской по изготовлению надгробий, каминов и разного рода декоративных изделий из гранита, мрамора и других видов камня. При этом на некоторых ранних произведениях Кюфферле — например, бюстах А. С. Пушкина (1899) и Петра I (1903), выполненных к юбилеям и рассчитанных на тиражирование, — наряду с его подписью ставилось клеймо «Бр. Ботта».
Спустя восемь лет скульптор, видимо, почувствовал, что вполне может открыть собственное заведение. К тому времени он уже обрёл определённую популярность в художественной среде Петербурга и Москвы, неоднократно показывал свои работы на выставках, имея постоянно растущий круг заказчиков, обращавшихся к нему преимущественно за надгробными памятниками.
Среди последних особой известностью вплоть до наших дней пользуется монументальная бронзовая фигура Христа на могиле супруги генерала от кавалерии Анны Акимовны Вершининой (1915). Уже более ста лет к этому памятнику на петербургском Новодевичьем кладбище стекаются верующие в чудотворную силу статуи, хотя мало кто знает имя скульптора. Между тем в истории надгробия есть целый ряд любопытных фактов, которые удалось установить по архивным документам, а также русским и итальянским литературным источникам.
Сохранился, например, договор скульптора с А. Л. Вершининым, в котором указывалось, что фигура Христа должна была «точно соответствовать статуе Христа, исполненной мною для памятника гг. Атрыганьевых на кладбище Невской лавры». Названное надгробие не сохранилось, но упоминается в статье известного исследователя мемориальной скульптуры Ю. М. Пирютко, который цитировал отзыв «пролетарского поэта» В. Князева: «Я подошёл к нему с ухмылочкой и папиросой, но когда наши взоры встретились, я буквально затрепетал. Никогда ещё и нигде, ни в каком музее не встречал я такой проникновенной, говорящей, одухотворённой бронзы».
В 2012 году при встрече во Флоренции с Марио Лупи, автором книги о П. Кюфферле, я получила разрешение на использование некоторых опубликованных им фотографий из архива скульптора. В их числе было и изображение надгробия П. А. Атрыганьева, рядом с которым запечатлён его создатель. Оно важно не только для представления об утраченном надгробии. Не менее значима эта фотография для правильного восстановления памятника А. А. Вершининой. Дело в том, что в 1980-х годах вандал срезал бронзовую фигуру, но не смог её унести. Потом её попытались вновь поставить, сделав бетонное укрепление, которое, к сожалению, не только портит внешний вид, но и зрительно искажает пропорции статуи. Если когда-нибудь будет проводиться профессиональная реставрация памятника, находящегося под государственной охраной, публикуемая фотография аналогичного надгробия Атрыганьева приобретёт особое значение.