Всего за один год мотопромышленность СССР выдвинулась в число крупнейших в мире

МотоАвто

1947: бурный рост

Всего за один год мотопромышленность СССР набрала такие темпы, что выдвинулась в число крупнейших в мире.

Текст Александра Воронцова

Сборка на конвейере мотоциклов К-125.

Становление крупной отрасли промышленности порой напоминает запуск старого мотоцикла после долгого простоя: танцы с бубном, …дцатая прочистка карбюратора и пинание покрышек, сорок седьмой удар по кику и вдруг… заработало! Сначала судорожный чих и клубы дыма, а потом происходит чудо: мотор уверенно набирает обороты, послушно подчиняясь движению ручки газа. То же произошло и с советским мотопромом после Великой Отечественной войны: в неистовой борьбе с разрухой, дефицитом материалов и квалифицированных кадров, недостатком опыта и оборудования возник гигант, по объёмам производства с ходу занявший второе место в мире.

Правда, не обошлось и без потерь: из обоймы предприятий, выпускающих серийную продукцию, выпал Серпуховский мотозавод (СМЗ). Руководство Главмотовелопрома вынуждено было признать очевидное: на заводе просто не было производственных мощностей для массового изготовления мотоциклов. Поэтому оно пошло навстречу просьбам ЦКЭБ (Центрального конструкторско-экспериментального бюро мотоциклостроения) и придало заводу статус экспериментального производства при ЦКЭБ. А то высокопроизводительное оборудование, которое завод всё‑таки получил, использовать для изготовления комплектующих: цепей, велосипедных звонков, колёс для велосипедов и мотоциклов М1А.

Колёса едва не стали судьбой Серпуховского мотозавода. 11 февраля 1947 года Главмотовелопром издал приказ, обязывающий ЦКЭБ срочно организовать проектирование мотор-колеса к велосипеду В-14 с тем, чтобы к 1 мая был готов опытный образец, а к 15 августа завершить его испытания и начать подготовку производства на СМЗ. Мотор-колёса, довольно популярные в тот период в Западной Европе, обеспечивали относительно простой и дешёвый способ моторизации: колесо, двухтактный двигатель, трансмиссия и бензобак представляли собой единое целое, которое можно было поставить вместо заднего колеса практически на любой велосипед стандартного размера (под шину 2х26). Управление осуществлялось с помощью тросов рукоятками и рычагами, установленными на руле. Спроектированное в Серпухове мотор-колесо С0А имело одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объёмом 32 см³ и мощностью 1 л.с. при 4500 об/мин. Общая масса узла составляла 15 кг, велосипед В-14 с этим агрегатом весил 32 кг. Результаты испытаний показали максимальную скорость 32 км/ч и расход топлива 1,5 л на 100 км. На СМЗ изготовили два экземпляра мотор-колеса С0А, но его серийное производство завод так и не смог освоить.

Мотор-колесо С0А.

Но куда большее значение для будущей работы ЦКЭБ имел приказ Главмотовелопрома №13 от 24 февраля 1947 года, в котором бюро предписывалось вплотную заняться проектированием спортивной мототехники и участием в соревнованиях. Взяв за основу ирбитский спортивный мотоцикл М-75, серпуховские специалисты разработали его более совершенную модификацию М-76. Переделки свелись к увеличению степени сжатия с 8,0 до 9,5, изменению фаз газораспределения, применению системы смазки с сухим картером и переводу на зажигание от магнето. Такой двигатель выдавал 38 л.с. против 35 л.с. у М-75. Мелкосерийное производство М76 освоили на Серпуховском мотозаводе.

Спортивный мотоцикл М-76.

Главным же направлением – его возглавил Святослав Юрьевич Иваницкий – стало создание специальных гоночных мотоциклов. И здесь вновь появляется немецкий след. Перед Второй мировой войной единственной компанией, которая смогла создать двухтактные гоночные мотоциклы, взявшие верх над четырёхтактными, была DKW. Но этот успех дался ценой значительного усложнения конструкции: чтобы избавиться от симметричности фаз газораспределения, пришлось использовать два поршня в П-образном цилиндре, для повышения мощности применить наддув, а для снижения тепловой напряжённости – жидкостное охлаждение.

Перед самой войной конструкторы DKW разработали новое поколение двухтактных гоночных двигателей, в которых работающие в одном цилиндре поршни имели собственные отдельные коленвалы, соединённые шестерёнчатой передачей. Эти машины не успели выйти на гоночные трассы, но вся документация досталась СССР, и советские конструкторы продолжили эту работу.

Спроектированный в Серпухове мотоцикл С2Б имел чрезвычайно сложно устроенный двухтактный двигатель. Цилиндры, имевшие общую камеру сгорания, соединялись в виде перевёрнутого V под углом 26º. В каждом цилиндре – два поршня, приводящих индивидуальные коленвалы. Диаметр цилиндра 33,5 мм, ход поршня 70,5 мм, а поскольку двигатель С2Б имел две пары таких цилиндров, то общий рабочий объём составлял 248 см³. Цепной передачей двигатель был соединён с лопаточным нагнетателем, обеспечивающим давление наддува 1,6 кГс/см² (0,157 МПа).

Работая на спиртовой смеси с примесью касторового масла для смазки, двигатель развивал мощность 40 л.с. при 7000 об/мин. Цепной передачей он был соединён с четырёхступенчатой коробкой передач. Последовательное расположение всех узлов (нагнетатель – двигатель – КП) обуславливало довольно большую (1460 мм) базу мотоцикла. Машина имела дуплексную трубчатую раму с передней телескопической вилкой и задней маятниковой подвеской, но с установленной как в свечной подвеске пружиной. Однако, хотя приказ №13 предусматривал постройку к 15 мая 1947 года пяти мотоциклов С2Б, в том году ЦКЭБ успел лишь разработать конструкторскую документацию и приступить к изготовлению двигателя.

В то же время в Восточной оккупационной зоне Германии, в расположенном в городе Хемниц КБ-10, творчески развивали другую идею, предложенную ещё до войны руководителем гоночного отделения DKW Аугустом Прюссингом: двухтактный двигатель с прямоточной продувкой, горизонтально расположенными цилиндрами и встречно движущимися поршнями. В этой конструкции два коленвала были связаны между собой шестерёнчатой передачей («гитарой»), её подбором можно было регулировать фазы газораспределения. Оснащённый лопаточным нагнетателем и жидкостным охлаждением двигатель был разработан в двух вариантах: 350‑кубовый (42х62 мм) ГК-1 и 250‑кубовый (35х62 мм) ГК-2.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Летящая на волне Летящая на волне

История о том, как летал один из самых необычных сверхзвуковых самолетов

Популярная механика
Как разрешить себе любые чувства и не стыдиться их? Как разрешить себе любые чувства и не стыдиться их?

Наши чувства нередко обесценивают и клеймят даже те, кто вовсе не желает зла

Psychologies
Что ты такое? Что ты такое?

Для чего вообще нужен этот трёхколёсный аппарат?

Мото
Как протестовать в эпоху большого брата Как протестовать в эпоху большого брата

Правоохранительные органы могут следить за каждым вашим шагом

GQ
Геворк Вермишян: «5G — Это вызов, и мы его приняли» Геворк Вермишян: «5G — Это вызов, и мы его приняли»

Когда в России будет запущено пятое поколение мобильной связи?

РБК
Как один сайт может предотвратить смерть миллионов российских пчел Как один сайт может предотвратить смерть миллионов российских пчел

Как новые технологии спасут пчел от вымирания

Forbes
Место под солнцем Место под солнцем

Когда Россия перейдет с угля и газа на возобновляемые источники энергии

РБК
Кто первым начал коллекционировать картины в России? Кто первым начал коллекционировать картины в России?

Произведения живописи в России начали коллекционировать после XVIII века

Культура.РФ
Мой ответ эпохе Мой ответ эпохе

Андрей Мятиев – владелец крупнейшей в стране коллекции исторических велосипедов

Мото
Начинаем тратить деньги осознанно: о безболезненном переходе к новым привычкам Начинаем тратить деньги осознанно: о безболезненном переходе к новым привычкам

Секреты грамотного управления своими финансами

Cosmopolitan
Spohn Convertible: самый уродливый немецкий дизайн Spohn Convertible: самый уродливый немецкий дизайн

Как Spohn попали в списки самых уродливых дизайнерских решений всех времен

Популярная механика
«Опросы общественного мнения — это про контроль, а не про демократию» «Опросы общественного мнения — это про контроль, а не про демократию»

Социолог Григорий Юдин о том, почему важно вернуть в Россию «публичную сферу»

Эксперт
7 способов избавиться от прошлого 7 способов избавиться от прошлого

Что делать, если нам порой кажется, что лучшее осталось в прошлом

Psychologies
Кто создал проект Loóna, благодаря которому Наталья Водянова крепче спит Кто создал проект Loóna, благодаря которому Наталья Водянова крепче спит

Команда российских разработчиков, которая придумала гениальный проект

GQ
Астрономы построили самую детальную карту атмосферы Антареса Астрономы построили самую детальную карту атмосферы Антареса

Температура внутренних слоев газовой оболочки Антареса ниже, чем предполагалось

N+1
Микроскопический жароустойчивый гриб оказался чемпионом мутаций Микроскопический жароустойчивый гриб оказался чемпионом мутаций

Скорость накопления мутаций у гриба нейроспоры густой оказалась высокой

N+1
Правила жизни Принса Правила жизни Принса

Музыкант, умер 21 апреля 2016 года в возрасте 57 лет в городе Шанхассен

Esquire
Одна вокруг света на карантине: авария на дороге и индийская медицина Одна вокруг света на карантине: авария на дороге и индийская медицина

75-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
Сколько весит Вселенная и при чем тут новая физика Сколько весит Вселенная и при чем тут новая физика

Стандартная модель космологии может быть переписана от и до

Популярная механика
Урожай красоты Урожай красоты

Сезонные ягоды и овощи – лучшие ингредиенты для масок

Лиза
В появлении кратера на Ямале обвинили метан из тающей многолетней мерзлоты В появлении кратера на Ямале обвинили метан из тающей многолетней мерзлоты

Все возможные причины его образования связаны с таянием многолетней мерзлоты

N+1
«Пятеро одной крови» Спайка Ли – очень актуальное и важное кино со слабой драматургией «Пятеро одной крови» Спайка Ли – очень актуальное и важное кино со слабой драматургией

Персонажи фильма о войне во Вьетнаме получились слишком плоскими

GQ
«Я совсем не радикальная феминистка» «Я совсем не радикальная феминистка»

Юлдус Бахтиозина о своем фильме «Дочь рыбака» и татарском барокко

Weekend
Бетельгейзе, или Черное солнце Олигархов*. Опыт лженаучного анализа дел земных Бетельгейзе, или Черное солнце Олигархов*. Опыт лженаучного анализа дел земных

Шутливый астропрогноз по случаю солнечного затмения от художника Олега Кулика

СНОБ
Магические травы в славянской культуре Магические травы в славянской культуре

Как с помощью трав отыскать клад, стать храбрым и научиться понимать язык зверей

Культура.РФ
Джеймс Роллинс: Последняя одиссея Джеймс Роллинс: Последняя одиссея

Герои книги Джеймса Роллинса «Последняя одиссея» исследуют ледники Гренландии

СНОБ
Архитектурное чудо за МКАДом: самые необычные виллы Подмосковья Архитектурное чудо за МКАДом: самые необычные виллы Подмосковья

самые оригинальные, технологичные и просто выдающиеся дома Подмосковья

Forbes
Не мыльная Россия Не мыльная Россия

Василий Степанов о «Чиках» как русских «Бесстыжих»

Weekend
Аня Дружинина Аня Дружинина

M_U_R — культовый бренд всех, кто разбирается в искусстве и осознанной моде

Собака.ru
Каково это — жить в Америке эпохи Трампа. Фотопроект Каково это — жить в Америке эпохи Трампа. Фотопроект

Что значит быть американцем?

Esquire
Открыть в приложении