Мой ребенок растет билингвом — радоваться или опасаться?
Способность говорить и думать на двух языках окружена множеством мифов. Считается, что билингвизм можно развить только в младенчестве и что в двуязычных семьях дети могут позже начинать говорить. Для одних родителей билингвизм — мечта и часть базового образования ребенка, для других — прихоть «белых людей» и вообще затея небезопасная. Где миф, а где правда и почему в билингвизме нет ничего странного и страшного, рассказывает основательница агентства Polyglot.family Мария Милованова.
Билингвизм, предполагающий свободное владение двумя языками, развивается с детства, поэтому, когда мы говорим об изучении иностранных языков детьми, начинать лучше как можно раньше. В детстве изучение проходит непринужденно и естественно: малышу не важно, на каком языке с ним говорят, если это происходит постоянно. Например, в двуязычных семьях, где мама говорит на одном языке, а папа — на другом, ребенок будет общаться с родителями на их родных языках. То же самое может быть, если родители говорят с ребенком на одном языке, а няня или гувернер — на другом.
Мнение, что дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников с «одним» языком и потому билингвизм опасен, — миф. Да, дети-билингвы могут начать говорить чуть позже, но у этого есть вполне понятная причина: на усвоение и систематизацию двух языков требуется больше времени, и ничего опасного в этом нет. Напротив, проще всего изучение иностранных языков дается детям до трех лет. Связано это с тем, что в этот период у ребенка еще не сформировалось понимание доминирующего языка, заставляющего мысленно переводить с него на другой язык. После трех лет второй язык в сознании человека навсегда занимает второе место, так как дети начинают различать языки. Несмотря на это, до 7–10 лет, в период изучения письменного языка, «иностранный» можно также легко выучить: особенно хорошо в этом возрасте ставить интонацию и произношение. После 8–10 лет способность учиться языку в естественном