Мать всех страхов: как избавиться от танатофобии — и надо ли?
Сегодня известны и детально описаны более 500 человеческих страхов. Чего только люди не боятся: воды, леса, зеркал и призраков, колдовства и самолетов… Но, пожалуй, больше всего нас пугает смерть. Как танатофобия связана с остальными страхами? Что (не) поможет в борьбе с ней? И как к смерти относятся в разных уголках мира? Попробуем выяснить вместе с телеканалом «Наука».
Танатофобия — основа всех страхов, ведь многие из них так или иначе связаны с угрозой для жизни. К примеру, страх темноты — никтофобия. В нашем сознании черный цвет зачастую ассоциируется с неизвестностью и кошмарами. Эта связь подкрепляется и культурными традициями: Баба Яга в темном-темном лесу, злая колдунья обязательно в черной шляпе, да ведь и наряд самой смерти с косой — непременно черный балахон с капюшоном!
Вот только изначально черный цвет с трауром связан не был. Наоборот, это был цвет праздника, он символизировал достаток и благополучие. А все потому, что белые и серые ткани просто стоили дешевле, чем окрашенные — далеко не каждая семья могла себе позволить одежду темных тонов. Лишь в конце XV века во Франции, благодаря королеве Анне Бретонской, появилась традиция надевать черное на похоронные церемонии: таким образом гости стали выражать уважение к усопшему и подчеркивали важность события.
Но в Индии и некоторых других странах Азии олицетворением печали до сих пор считают белый — кроме прочего он символизирует чистоту
В Японии на похоронах даже еду готовят преимущественно белого цвета: рис, сало, рыбу, отварную курицу. А в племенах Океании в знак скорби покойника обмазывают белой глиной.
«Страх смерти — это базовая эмоция, которая есть у любого сознательного человека. Мы справляемся с ним разными способами: иллюзией исключительности („кого-то заденет, но не меня“), иллюзией вечного спасителя („меня обязательно спасут“). Но если не сублимировать страх смерти, то он будет мешать жить, — объясняет Иван Алименко, клинический психолог и эксперт телеканала „Доктор“. — Справиться с ним можно, строя планы — даже небольшие, но реальные и долгосрочные. От планирования у нас вырабатывается дофамин и уходит базовая тревога».
Смерть как праздник
Еще древние греки говорили, что человек — единственное животное, которое знает о своей смертности. Это знание породило в нас страх, потому люди и придумали ритуалы, призванные смягчить его. Например, все знают, какое веселье мексиканцы устраивают в «день мертвых»: люди наряжаются в костюмы скелетов и делают пугающий макияж, проводят массовые шествия по улицам городов, устраивают в таком виде шумные вечеринки. В этот момент они нe cкοpбят, а paдyютcя жизни, выражая любовь и уважение к усопшим членам семьи.