Манекены, волки, Сухуми и постцифровой мир: как устроена вселенная Андро Векуа
В "Гараже" открылась первая персональная выставка Андро Векуа — грузинского художника, чьи работы выставлялись на Берлинской биеннале и Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Esquire поговорил с художником и куратором эскпозиции Екатериной Иноземцевой.
Андро Векуа создает необычные работы, элементами которых становятся манекены, бронзовые волки, видео и макеты разрушенного Сухуми, и дает им неочевидные названия: например, выставка в “Гараже” называется “Дельфин в фонтане” — так художник рассказывает о странном состоянии современного мира, где человек не привязан ни к месту, ни ко времени, реальность то ускоряется, то замедляется, а иногда напоминает сон. О своем восприятии работ художника рассказывает куратор проекта Екатерина Иноземцева.
Видео «У окна» (2008)
"Неоновые всполохи света из условно внешнего мира перекликаются со сценами из “Бегущего по лезвию” и всей эстетикой киберпанка. А скульптура сидящего мальчика напоминает сюжет из сказки Гофмана «Песочный человек», где герой влюбляется в странную, не похожую ни на кого девушку по имени Олимпия, которая в конце концов оказывается куклой. И вот это странное сочетание живой и неживой жизни завораживает — оно отсылает к пространству “не яви”, сна, предчувствия".
Пока без названия (дом). 2012
"Неправильно интерпретировать работу за художника, но у меня есть подозрение, что она связана с номадическим характером его жизни. Векуа родился в Сухуми, в 1989 году из-за вооруженных беспорядков был вынужден переехать в Тбилиси, оттуда уже в Швейцарию, потом в Берлин и Нью-Йорк. Дом для него существует как фантомный образ и оттого лишен конкретики. Все его дома — либо модели, либо структуры, но никогда не архитектурные прототипы".
Портрет В. II. 2017
"Живопись важна для Андро. В данном случае мы имеем дело с в общем-то классическим живописным жанром, когда к произведению создается некоторое количество так называемых штудий, полноценных живописных эскизов — как, например, у Мунка к «Крику» или у Фрэнсиса Бэкона.
У изображенной фигуры очень внятная, очерченная поза — в духе немецкого экспрессионизма. Присмотревшись, понимаем, что на всех работах ноги обрезаны, не прорисованы (кстати, такое же нарушение заметно и в большой скульптуре — обратите внимание на ноги девочки!). Мне почему-то вспоминаются позы и красные ноги малевичевских крестьян, плотно и уверенно сцепляющиеся с земной поверхностью нового, преображенного мира. У Векуа же эти связи минимальны или намеренно редуцированы".