Люди с чемоданами денег. Самые громкие истории о «решальщиках»
Арест полковника ФСБ Кирилла Черкалина заставил снова вспомнить о «решальщиках». В нашей галерее — самые яркие истории с их участием за последние годы
В конце апреля был задержан глава «банковского» отдела Управления «К» ФСБ России, полковник Кирилл Черкалин, которого обвинили в получении взяток в особо крупном размере. Взятки, по версии следствия, были связаны в том числе с «общим покровительством», которое Черкалин был готов оказывать за деньги.
Черкалин, если верить версии следствия, занимался тем, что в российской практике называется «решением вопросов», то есть был «решальщиком». Так называют людей, которые торгуют своим административным ресурсом и неформальными связями, действительным или мнимым. За деньги они готовы решить вопрос об освобождении от уголовного преследования, или наоборот, о возбуждении уголовного дела. Впрочем, уголовными делами сфера их деятельность не ограничена — они оказывают услуги и по бизнес-вопросам (то самое «общее покровительство», о котором идет речь в деле Черкалина).
Несмотря на то, что слово «решальщик» появилось сравнительно недавно (первое упоминание в архиве газеты «Коммерсант» относится к 2011 году), сам феномен родом из 90-х годов, говорит Forbes адвокат Владимир Жеребенков. С тех пор, по его словам, «бизнес» решальщиков мало изменился. «Все стало стоить только дороже. По разным статьям — разные ставки, но суммы могут доходить до нескольких миллионов долларов», — рассказывает адвокат. При этом решальщики предпочитают «работать» по экономическим делам, а с насильственными преступлениями и наркотиками не связываются. «Почему у нас так любят возбуждать дела против предпринимателей?» — задается вопросом Жеребенков и сам же на него отвечает: «Когда против них начинается уголовное дело, они всеми силами пытаются сохранить свой бизнес и начинают откупаться».
Forbes собрал истории самых известных «решальщиков» — тех, кто сейчас находится под следствием или был осужден за попытку «решения вопроса» за взятку.
Начальник отдела Управления «К» ФСБ Кирилл Черкалин
В конце апреля под стражу попал начальник «банковского» отдела в Управлении «К» ФСБ, полковник Кирилл Черкалин. По версии следствия, в 2013-2015 годах он получал деньги «за покровительство» от некоего бизнесмена по фамилии Назаров. Речь идет о сумме в $850 тысяч. Кроме того, Черкалин обвиняется в мошенничестве – хищении акций коммерческих компаний почти на полмиллиарда рублей вместе с двумя бывшими офицерами этого же управления Дмитрием Фроловым и Андреем Васильевым.
При обыске у Черкалина, Фролова и Васильева были найдены деньги и драгоценности на общую сумму в 12 млрд рублей.
Как рассказывает источник Forbes, близкий к спецслужбе, именно к Черкалину попадали все отчеты Агентства по страхованию вкладов (АСВ) по банкам. Именно он принимал решения, возбуждать уголовные дела против банкиров или нет. Сразу после задержания Черклина, как пишет «Коммерсант», страну покинул первый заместитель гендиректора АСВ (теперь уже бывший) Валерий Мирошников.