Кризис среднего возраста: когда ожидать и как пережить?
Сколько уже сказано и написано на эту тему, но вопрос остается актуальным. Как распознать кризис в себе или в партнере? Что делать — все бросать и начинать жизнь сначала? Или попробовать стать цельной личностью, в которой гармонично уживаются «я-прошлый» и «я-новый»? Возможно ли это вообще? Об опыте рассказывает психолог Виктория Лабокайте.
Мне было 35 лет. Пару лет назад родился сын, бизнес в расцвете, рядом любимый муж, дочь, родители живы-здоровы. Но во всем этом благополучии нет-нет да накатывала необъяснимая тоска, заползая в самые уютные уголки моей жизни. С небольшим налетом серости я по инерции продолжала привычную жизнь: растила детей, вела тренинги, ездила в путешествия.
Но налет распространялся все шире и глубже, захватывая не только отношения с другими, но и подрывая основу основ — сложившееся представление о себе. А через пару лет после рождения еще одного сына, несмотря на все поддерживающие дух и тело практики (йога, остеопаты, психотерапия), я обнаружила себя в состоянии полной капитуляции перед жизнью.
Смысл всех привычных действий был окончательно утерян. Я не понимала, как оказалась в этом браке, с этим количеством детей, в этой профессии. Оглядываясь назад, я видела лишь упущенные возможности и неверно принятые решения. Глядя вперед, не могла рассмотреть ни одной увлекающей цели — лишь туманную перспективу рутинной работы, болезни, старость родителей, возрастные кризисы подрастающих детей. Усугублялось состояние тем, что не было ни одной социально одобряемой, уважаемой причины быть недовольной. У меня была семья, работа и возможности отдыхать, уезжать в путешествия, встречаться с подругами, лечиться, в конце концов.
Видимо, к этому нельзя быть готовым. Ты можешь читать книги о кризисе среднего возраста, поставить себе диагноз, можешь даже поздравить себя с тем, что ты в своем развитии не запаздываешь и идешь по намеченному свыше графику. Но все это не спасает от ощущения полного личностного провала и бессмысленности жизни, которое накрывает тебя и не отпускает.
Так когда точно накроет? На самом деле никто не знает точно. Некоторые психологи считают, что с 30 до 40 или 50. Некоторые расширяют эти границы до 60. Продолжительность жизни меняется, ВОЗ изменил границы молодости, сдвинув их до 44 лет. Так что «мерзкая, зверская и недолгая» теперь стала длинной. И как-то надо с этим справляться, потому что вариантов прожить без кризиса — для тех, кто доживает до среднего возраста — нет.
В чем же смысл этого кризиса? В прекрасной книге Джеймса Холлиса он назван «перевалом в середине пути». Это момент, когда мы оказываемся на вершине, с которой хорошо виден пройденный путь и открывается картина будущего. Будущее, как и раньше, не ясно, но теперь оно стало обозримым. Мы начинаем полноценно ощущать, что у нашего пути есть финал. Жизнь перестает быть бесконечной, нам приходится принимать ответственность за то, как пройдет оставшаяся часть.