«Кризис не придет из экономики»: главное из интервью экономиста Олега Ицхоки
В России сложилась уникальная ситуация, считает один из самых известных молодых экономистов в мире Олег Ицхоки. «Это страна, в которой полностью разрушены почти все институты государства, кроме макроэкономической политики», — такую оценку он озвучил в интервью Forbes Talk. Ицхоки рассказал, возможен ли рост в условиях закрытой экономики, почему десять лет стагнации хуже быстрого кризиса, говорит ли успех Китая о глобальном сломе и какое будущее ждет криптовалюты.
Олег Ицхоки — профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, доктор философии (PhD) по экономике, с 2004 года живет и работает в США. Первый выходец из России, награжденный престижной медалью Джона Бейтса Кларка, которую вручают молодым американским экономистам — он получил ее в 2022 году. Но уже в 2014 году, когда Ицхоки был 31 год, МВФ включил его в список «25 экономистов моложе 45 лет, которые формируют наши взгляды на мировую экономику». В 2021 году стал одним из авторов доклада «Застой-2», в котором исследователи описывали десятилетнюю стагнацию российской экономики и предсказывали кризис 2030-х годов.
О глобальном сломе
«До 2005-го года страны западного типа доминировали в экономике полностью. На США, Европу и Японию приходилось больше двух третей мирового ВВП. Сейчас Китай — это порядка 18% мирового ВВП. Но помимо того, что растет Китай, во многих странах, даже в развитых, происходит ухудшение качества институтов. Поэтому в целом ВВП все больше и больше производится в странах, в которых не такое высокое качество политических институтов. Это новый мир, в котором мы никогда не жили.
Надо понимать при этом, что если мы будем смотреть на ВВП на душу населения, то Китай по-прежнему примерно в 4-5 раз беднее, чем западные страны. И в этом смысле Китай — это очень большая страна, в ней очень большое население, но уровней благосостояния, которые есть на Западе, он по-прежнему не достиг. Остается открытым вопросом, можно ли достигнуть таких уровней благосостояния без институциональных реформ и сможет ли Китай вообще пройти этот путь. Если, например, раньше прогнозы, что Китай обгонит США казались неизбежными, то сейчас все эти прогнозы сдвинулись как минимум на десять лет вперед. Сейчас мы видим, что в Китае тоже происходит уход от экономической эффективности, падение темпов экономического роста — это связано с тем, что они переходят к авторитарному режиму и, значит, вопросы эффективности экономики уходят на второй план».
«Экономику принесли в жертву»
«Россия — очень интересный случай. Это страна, в которой полностью разрушены почти все институты государства, кроме макроэкономической политики, это совершенно уникальная ситуация. Как правило, макроэкономика ухудшается гораздо раньше, чем, например, страны теряют то, что называется rule of law — независимую судебную систему, выборы. В России все это пропало намного раньше, чем началась макроэкономическая нестабильность.
Экономические реформ были в некотором смысле приоритетом для путинского правительства во время его первого срока, но к третьему сроку приоритетом стало сохранение власти. Было очевидно, что экономика отдается в жертву этому, и меньше 1% роста ВВП — это естественный результат, ни для кого он не был сюрпризом».