Кризис либерализма: Почему с каждым днем в мире становится на один глоток свободы меньше
Россия вовсе не одинока в своем запретительном угаре: это, увы, общемировой тренд.
Дума пачками штампует запретительные законы, принимая порой по несколько десятков разных «низ-з-зя!» за день, вразнос идет все: от кружевных трусов до митингов, покушаются даже на святое — алкоголь исигареты — при более или менее молчаливом одобрении более или менее масс. Можно, конечно, с приятностью думать, что это наше собственное изобретение. Но при более внимательном взгляде на положение дел приходится признать — мы вовсе не одиноки в своем запретительном угаре: это, увы, общемировой тренд на данный момент.
Земля свободы?
10 июня 2014 года жительница штата Теннесси, мать шестерых детей Табита Джентри получила 14 лет тюрьмы за то, что она, будучи остановленной дорожной полицией, сперва показала стражам закона просроченные права, а потом попыталась скрыться с места происшествия, «чуть не наехав на одного из полицейских». Преступление отягощалось тем обстоятельством, что за полгода до этого, когда полиция арестовывала бойфренда Табиты за непристегнутый ремень безопасности, Табита подошла к полицейским и выражала свой протест, несмотря на то что ей велели отойти и сесть в машину. Второй арест за полгода, оба раза — неуважение к полиции…
«Мы чувствуем, что правосудие в этом случае восторжествовало», — сказала прокурор Джессика Бэнти. Правосудие может торжествовать, пить шампанское и прыгать до потолка — на сегодняшний день в тюрьмах США содержится 2,4 миллиона человек, а еще 4,5 миллиона сидят под домашним арестом, заняты на обязательных работах или ходят отмечаться в полицию, согласно своим приговорам об условном осуждении. За 20 лет количество заключенных в Штатах выросло в 5 раз — после того, как заработала федеральная программа «нулевой терпимости».
Норма «третье преступление — последнее» привела к тому, что сегодня огромные сроки получают и люди, совершившие совсем незначительные правонарушения. Как, например, заработавший свои 25 лет тюрьмы Джерри Дивайн Уильямс, в 1996 году осужденный за то, что попросил у подростков в парке кусок пиццы, — так как угонщик машин и наркоман Джерри Дивайн Уильямс к тому моменту уже имел два суда за плечами, то четвертьвековой приговор был вынесен ему автоматически. Сегодня каждый девятый житель США старше 12 лет хотя бы раз в жизни побывал за решеткой. Напомним, речь идет о стране, в которой принято считать свободу величайшим благом, дарованным человеку, первоосновой всего, источником своей государственности.
И если кто-то полагает, что в остальном мире дела обстоят иначе — этот кто-то здорово ошибается. По данным Freedom House, организации, занимающейся мониторингом гражданских свобод на планете, начиная с 90-х годов ХХ века наблюдается ежегодное уменьшение количества этой сложной субстанции — и процесс только ускоряется со временем.
О вассалах — верных и не очень
Как мы помним, основными свободами человека, как бы признанными почти всеми государствами на данный момент, являются:
- право на жизнь;
- свобода совести;
- свобода слова;
- право на честный и беспристрастный суд;
- право на защиту своей собственности;
- право на физическую целостность и личную неприкосновенность;
- право на свободное передвижение и выбор места жительства.
Эта великолепная семерка имеет целый выводок свобод и прав рангом поменьше. Но все они так или иначе вытекают из основных семи. Современные люди воспринимают эти тезисы как нечто универсальное и естественное, но стоит не забывать, что вообще-то это изобретение весьма новое. И что тысячелетиями лучшие умы человечества, придумывая идеальные способы общественной жизни, меньше всего заботились о свободе граждан — напротив, истребление какой бы то ни было самостоятельности и воли в отдельном человеке полагалось обязательным условием построения лучшей жизни.
Платон в своем «Идеальном государстве» делил граждан на касты, изничтожал частную собственность и запрещал самовольное деторождение. Кампанелла фантазировал о том, как в Городе Солнца все граждане работают под бдительным оком надсмотрщика, а недовольных обкладывают мешочками пороха и взрывают. Томас Мор полагал, что людей, вышедших за пределы своего города без справки от начальства, в идеальном мире будут бить плетьми и отдавать в рабство. Вообще много всего интересного предлагали просвещенные философы — и находили массу последователей.
Лучшие умы тысячелетиями придумывают способы общественной жизни, меньше всего заботясь о свободе граждан
С другой стороны, в реальном, неидеальном мире свободы тоже полагались далеко не всем — и в весьма ограниченном ассортименте. Покорность властям и родителям (а для женщин — еще и мужьям) признавалась высшей доблестью человека. И примерно до XVI века понятие «свобода» вообще довольно редко встречается в текстах, особенно если речь идет о свободе частного лица. А все потому, что феодальным системам свободы были в общем и целом ни к чему. Крестьяне пашут, дворяне воюют, монахи молятся, цари правят — все на своем месте, все стабильно, все под надзором.