Космические деньги. Сколько стоил полет США на Луну и кто на нем заработал
Ровно полвека назад человек впервые ступил на поверхность Луны. К работе над программой «Аполлон» НАСА активно привлекало частные компании. Работа над этим проектом дала толчок многим технологиям, без которых сложно представить современную жизнь

Высадка на Луне была огромным скачком для человечества — и для компаний, стоявших за проектом. Общая стоимость программы «Аполлон» составила около $25,4 млрд, то есть примерно $152 млрд в сегодняшних ценах. Эти деньги попадали к гигантам вроде Boeing (один из создателей ракеты «Сатурн-5»), известным брендам вроде Velcro (чьи крепления удерживали вещи на месте в космосе) и некоторым неожиданным компаниям, таким как Hammond Organ (производитель клавишных инструментов, который создал механические таймеры и часы для космического корабля «Аполлон»).
Самым примечательным в высадке на Луну было то, как мало времени на это потребовалось. Президент Кеннеди предложил НАСА высадить человека на Луну, и спустя всего восемь лет это произошло. Значит, развитие технологий пошло быстрее, чем могло бы в иных условиях, как говорит Элла Аткинс из Института инженеров электротехники и электроники. Быстрое создание и внедрение тестовых моделей было бы невозможно без такой программы, считает она. Опыт, накопленный такими компаниями, как Honeywell и Motorola, помог перенести такие отрасли как авионика и связь на десятилетия в будущее.
«Аполлон» не просто развивал технологии. Он развивал и способы ведения бизнеса. В статье, опубликованной в февральском выпуске Forbes за 1968 год, менеджер НАСА Джордж Мюллер объяснил, как он разделил большую и сложную программу «Аполлон» на более мелкие «пакеты» программ, в каждом из которых был свой менеджер. Такая организационная структура облегчила бесперебойную работу проекта, и Boeing, с учётом своего опыта, скопировал её при разработке 747.
Кроме того, опыт работы над «Аполлоном» побудил его подрядчиков развивать новые виды бизнеса. Например, компания Black & Decker (ныне Stanley Black & Decker) использовала свой опыт разработки инструментов для программы «Аполлон» на некоторых потребительских товарах с батарейным питанием, которые составляют основу его годовой выручки в $14 млрд. Компания Plantronics (ныне Poly) использует наушники, которые были изготовлены для миссии «Аполлон», как основу для разработки тех наушников, которые она создает сегодня для самых разных сфер: от авиации до игр.