«Коммунизм умер»: как советская игра «Тетрис» стала всемирным хитом
31 марта на платформе Apple TV+ вышел фильм «Тетрис» с Тэроном Эджертоном и Никитой Ефремовым в главных ролях. Редактор Forbes Life Софья Бронтвейн объясняет, почему это отличное зрительское кино, к которому не нужно относиться серьезно
Начать рецензию на «Тетрис» нужно с важного дисклеймера, который может серьезно повлиять на впечатления и ощущения зрителя от картины. В интервью Forbes Life актер Никита Ефремов, сыгравший советского программиста и разработчика игр Алексея Пажитнова, говорит, что «Тетрис» — это приключенческий фильм и классное зрительское кино. «Это все-таки не байопик, а история, снятая по мотивам его [Алексея Пажитнова] жизни. В сценарий вносили разные корректировки в угоду зрелищности, это все-таки игровое кино», — делится Ефремов. Поэтому помнить, что режиссер Джон С. Бейрд создавал именно веселый и динамичный экшен-фильм, нужно каждую минуту просмотра, иначе зритель неизбежно рискует разочароваться.
Немного о фактах из жизни. Алексей Пажитнов — реальный человек, который до сих пор живет в США и периодически приезжает в Россию. В 1984 году он работал в Вычислительном центре имени А. А. Дородницына при Академии Наук СССР. Алексей занимался технологией распознавания речи. Каждый раз, когда в центр поступали новые компьютеры, для них писали маленькие программы, чтобы проверить вычислительные возможности машины. Под этим предлогом Пажитнов и начал разрабатывать «Тетрис». Родители Алексея с детства прививали ему любовь к искусству. Его отец был литературоведом и философом, которого в 1960 годах подвергли репрессиям из-за поддержки протестов против власти. Мать Пажитнова занималась киножурналистикой, поэтому Алексей с малых лет ходил на Московский кинофестиваль.
С одной стороны, Пажитнов увлекался математикой, головоломками и вычислениями, а с другой — тянулся к творчеству. Компьютерные игры, по мнению Алексея, могли стать мостом между логикой и эмоциями. «Тетрис» был вдохновлен пентамино — настольной игрой, в которой создают разные формы из геометрических фигур. Он создал прототип за две недели на компьютере «Электроника-60». На такой простой машине Алексей не смог сделать ни разные уровни, ни систему подсчета очков, но тем не менее и он, и многие его коллеги круглые сутки рубились в «Тетрис». Несколько других программистов помогли Пажитнову перенести игру на компьютер IBM и доработать ее структуру. В итоге через месяц «Тетрис» стал цветным, получил звуковые эффекты и разные уровни.