Сегодня Мирдзе Мартинсоне ей остро не хватает только одного - любимой работы

Караван историйЗнаменитости

Мирдза Мартинсоне: "Хочется побольше радости и хохотать до слез"

Около шестидесяти ролей в кино и под сто - в театре. Редкий талант играть трагедию, драму, комедию. Щедро отмеренная природой и неподвластная времени внешность, так волнующая мужчин: до сих пор у актрисы масса поклонников. Сегодня ей остро не хватает только одного - любимой работы.

Элина Чуянова

Фото: Archive Sovexportfilm/Global Look Press

од назад актерская жизнь замерла. Руководство театра «Дайлес», где я служу более сорока лет, скорректировало репертуар, чтобы защитить своих ветеранов от риска заражения. Фактически нас распустили по домам.

— Чем теперь заполнены ваши насыщенные прежде дни?

— Наконец нашлось время привести в порядок архив — горы писем, фотографий, интервью. Много читаю и гуляю, ведь живу рядом с Ботаническим садом. Стараюсь не концентрироваться на негативе, гоню от себя грусть. Но все равно не покидает ощущение тревоги. Люди заперты в четырех стенах, боятся лишний раз выйти из дома. Поездки, развлечения, яркие впечатления — в прошлом, дружеские связи ушли в виртуальную плоскость. Даже выйти за хлебом или в аптеку теперь — целое приключение. Тем более приятно, когда прохожие, несмотря на маску в пол-лица, узнают, улыбаются, приветствуют, благодарят. Это придает сил.

Пандемия стала для всех большим испытанием. Мы оказались наедине с собой, со своими мыслями, чувствами, и от того, чем ты наполнен, что у тебя внутри, зависит восприятие мира, настроение — да вся жизнь! Это странное время тотальных ограничений преподало нам еще один урок: человек, в сущности, может обходиться малым. Во всяком случае, я сейчас так живу. Не сказать что бедно, но очень скромно, без излишеств. Может, это хорошо? Не знаю, не уверена. Но таковы обстоятельства.

Счастлива, когда появляется повод посмеяться. Хочется побольше радоваться. Как раньше: только палец покажи и ты хохочешь до слез. А какие прекрасные были комедии — с Луи де Фюнесом, Бельмондо! Почему сейчас таких нет? Наверное, всем не до смеха? Стоит включить телевизор, и с экрана на тебя обрушиваются потоки крови, стрельба, ненависть, страшные новости. Один сплошной негатив...

Никогда не думала, что придется жить воспоминаниями. Рада, что перед самой пандемией, в прошлом феврале, успела побывать в России, в подмосковном Павловском Посаде, где прошел кинофестиваль «17 мгновений» имени Вячеслава Тихонова, который учредила его дочь Анна. Замечательный был актер. Жаль, мы никогда не встречались ни на съемках, ни в жизни. Хотя я, коренная рижанка, не раз бывала в Москве по киношным делам — на пробах, съемках, а Тихонов приезжал в Латвию, снимался в Риге. Много эпизодов телесериала «Семнадцать мгновений весны» сняты в Старой Риге — на Домской площади, на улице Яуниела, которая в фильме стала Цветочной.

Режиссер «Миража» Алоиз Бренч не допускал никаких поблажек: у него все должно было быть по-взрослому. Если бежать, то бежать по-настоящему, если прыгать — значит прыгать. И целоваться, и раздеваться — тоже. Фото: из архива М. Мартинсоне

— На этом фестивале вы были в жюри. Как вам современное кино?

— От некоторых фильмов получила удовольствие. Запомнились драма «В Кейптаунском порту...» Александра Велединского и драматическая комедия «Волшебник» Михаила Морскова. Впечатлили сериалы «Мертвое озеро», «Шторм» и «Эпидемия». Последняя снята до пандемии, но стала пророческой: даже как-то не по себе... Знаю, «Мертвое озеро» и «Эпидемию» высоко оценили американцы.

Вообще, многие современные российские сериалы становятся серьезным киножанром, и просто «мылом» или «духовной жвачкой» их уже не назовешь. Они заставляют размышлять, сопереживать, вдохновляться. Что удивило, так это изобилие в современном кино постельных сцен, слишком хищные поцелуи: кажется, экранные любовники вот-вот съедят друг друга. Хотя если зрителю нравится, пусть — мне не жалко. Может, я просто завидую, сама-то для таких сцен больше не гожусь...

— Для зрителей постсоветского пространства вы ассоциируетесь прежде всего с Джинни Гордон из фильма «Мираж» по роману Чейза «Весь мир в кармане». Хотя удачные образы были и до и после. Но в августе 1983-го, в день телепремьеры очередной серии, улицы вымирали, все смотрели «Мираж»...

— Моя Джинни была неудачливой авантюристкой, которая спланировала похищение банковского броневика с миллионами долларов. Ей помогали четверо бравых парней, с одним из которых, боксером Китсоном, у нее случилась большая любовь. Из авантюры ничего хорошего не вышло — преступников по пятам преследовала полиция, в итоге Джинни с Китсоном, взявшись за руки, прыгнули в пропасть с высокой скалы.

Знаете, ко мне и сейчас подходят молодые люди, которые к моменту выхода «Миража» еще даже не родились, но в Интернете фильм посмотрели. Они с восхищением признаются: так натурально сыграно, что можно поверить — да, такая история вполне могла произойти в реальной жизни.

Во время съемок трагической финальной сцены нам пришлось по-настоящему прыгать вниз — конечно, не с вершины высокой горы, но тем не менее. Я очень боялась, но режиссер Алоиз Бренч не допускал никаких поблажек: у него все должно было быть по-взрослому. Он всегда знал, чего хочет. Если бежать, то бежать по-настоящему, если прыгать — значит прыгать. И целоваться, и раздеваться — тоже. Только в сценах с автопогонями нас заменяли каскадеры — опасные трюки нам не доверили.

В те годы многотысячными тиражами печатали настенные календари и постеры с моими фото, и как-то один работник типографии прислал письмо: «Со склада постоянно пропадают ваши плакаты, кто-то их крадет, не можем уследить». Фото: Archive Sovexportfilm/Global Look Press

На съемках от Бренча все приходили в ужас, а мне нравилась его сильная режиссерская рука. Тем более что ко мне он относился очень чутко, бережно и никогда не позволял себе обидных замечаний.

Роль Джинни принесла популярность и известность на всей территории необъятного СССР. Многие киностудии предлагали сниматься и просили: «Сыграйте как в «Мираже»!» После премьеры нельзя было выйти на улицу. Где только не оставляла поклонникам автографы — на руках, на лбу, на спине, в паспорте. У какого-то парня расписалась на манжетах белой рубашки. Спросила:

— А что вам дома жена скажет?

— Она будет рада, — ответил он.

Один влюбленный грузин грозился зарезать, если не отвечу взаимностью, кипятился: «Мы созданы друг для друга!» Другой, чудак-математик из Новосибирска, посвящал мне свои труды по высшей математике — в научных журналах можно найти около сорока работ, подписанных «Мирдза Мартинсоне».

В те годы многотысячными тиражами печатали настенные календари и постеры с моими фото, и как-то один работник типографии прислал письмо: «Со склада постоянно пропадают ваши плакаты, кто-то их крадет, не можем уследить».

А сколько писем любви получено за всю жизнь! Они хранятся в обувных коробках, и им давно нет места в моей квартире. Даже однажды хотела их сжечь, но что-то остановило. Таких писем сегодня уже никто не пишет, не принято. Но мне благодаря этим посланиям хочется жить.

«Мерцайте, Мирдза!» — писал мне один кинозритель (имя актрисы переводится с латышского как «мерцающая». — Прим. ред.). Другой из армии прислал письмо на двадцати страницах в клеточку. На двадцати! Очень романтичное послание пришло из российской глубинки. Молодой человек писал: «Иду по берегу моря, смотрю на облака и мечтаю о ваших глазах, губах... Вы где-то далеко, за пределами Союза...» Даже тогда всем казалось, что я не местная, не советская. Один поклонник писал из Сибири, что у него куплено для меня колечко и есть свой дом, где он живет с мамой... Многие на полном серьезе предлагали руку и сердце.

Ради художественной правды я всегда была готова на многое. Никогда не обращала внимания на неудобства, тем более на пересуды и шпильки. Фото: Sef/Legion-media

— Потом была еще одна запоминающаяся роль в фильме Рижской киностудии «Фотография с женщиной и диким кабаном», который взорвал общественное мнение вашей обнаженной натурой. Как вы решились на это в пуританское советское время?

— Ну, шел 1986 год, уже подул ветер перемен. Хотя дело даже не в этом. Ради художественной правды я всегда была готова на многое. Никогда не обращала внимания на неудобства, тем более на пересуды и шпильки. Фильм снимался по роману признанного мастера детективного жанра Андриса Колбергса, и из песни слов не выкинешь.

Да, лента вызвала настоящий скандал, за нее мне крепко досталось от пуританской общественности. Там я играла соблазнительную учительницу-сердцеедку, которая кружит мужчинам головы. Хотя по сравнению с современным кинематографом тот фильм был вполне целомудренным. Особенно разбушевались учителя, писали в инстанции письма: «Да как она смеет?! Эта роль девальвирует образ педагога!» Муж тоже высказывал недовольство.

Там был кадр с моим фото ню с ружьем в руках и в компании кабана. Снять такое поначалу казалось невозможным. Тогда пригласили молодого, но уже известного фотографа Валта Клейна, и он все сделал в лучшем виде. Эротическое фото получилось очень деликатным, но все равно я стеснялась этих снимков и первое время никому их не показывала. Лишь спустя годы по просьбе латвийского мужского журнала Klubs дала согласие на публикацию. Даже мои дети одобрили, сказали: очень эстетичные фото. Теперь думаю: боже мой, в наш век голых тел столь художественной фотографией можно было украсить обложку! Пусть все смотрят и удивляются.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры» Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры»

«Нет... Вас никогда не будут снимать. Ваше лицо — для рекламы одеколона»

Караван историй
Поговорим, брат Поговорим, брат

К открытию памятника принцессе Диане ее сыновья пришли в состоянии ссоры

Tatler
Марина Зудина: «Жить прошлым — не мой путь» Марина Зудина: «Жить прошлым — не мой путь»

Марина Зудина разобралась в себе и живет будущим

Коллекция. Караван историй
Быстрый и мертвый: самые короткие войны XX века Быстрый и мертвый: самые короткие войны XX века

Обычно война — дело затратное и довольно длительное. Но бывает и по-другому

Вокруг света
Елена Панова: «Я хоть и не очень состоятельная, но вполне состоявшаяся артистка» Елена Панова: «Я хоть и не очень состоятельная, но вполне состоявшаяся артистка»

Елена Панова — о своих образах, фильмах и семье

Караван историй
Как две капли воды: 10 двойников популярных достопримечательностей Как две капли воды: 10 двойников популярных достопримечательностей

Мост, собор, виадук превращаются… превращаются…

Вокруг света
Жанна Бадоева: Жанна Бадоева:

Жанна Бадоева: Раздражаться или расстраиваться нет смысла

Караван историй
10 фактов о раке молочной железы, которые должна знать каждая женщина 10 фактов о раке молочной железы, которые должна знать каждая женщина

О важности диагностирования и нетипичных симптомах рака груди

Cosmopolitan
Екатерина Климова и Елизавета Хорошилова: Екатерина Климова и Елизавета Хорошилова:

Екатерина Климова — о своих отношениях с детьми

Караван историй
Дроны приходят на помощь спасателям Дроны приходят на помощь спасателям

Дроны в работе пожарных, медицинских работников, поисково-спасательных бригад

Популярная механика
Александр Панайотов: Александр Панайотов:

Александр Панайотов оказался в нужное время в нужном месте

Караван историй
Товарищ Путин, вы большой ученый. Зачем президент хочет доказать единство русских и украинцев Товарищ Путин, вы большой ученый. Зачем президент хочет доказать единство русских и украинцев

Путин намеревается написать статью о раздробленном врагами «триедином народе»

СНОБ
Альбина Джанабаева: Альбина Джанабаева:

Откровенное интервью с Альбиной Джанабаевой

Караван историй
Не только окрошка. Вишисуаз, довга и еще 10 рецептов охлаждающих летних супов Не только окрошка. Вишисуаз, довга и еще 10 рецептов охлаждающих летних супов

Небанальные рецепты летних супов

Cosmopolitan
Здесь будет город-форт Здесь будет город-форт

Ксения Шойгу решила не ходить в декретный отпуск, чтобы закончить стройку века

Собака.ru
Клетчатка, коллаген, гиалурон: как пить бьюти-добавки, чтобы увидеть результат Клетчатка, коллаген, гиалурон: как пить бьюти-добавки, чтобы увидеть результат

Полезно ли начинать утро с коллагена, а на ночь пить воду с клетчаткой?

Cosmopolitan
«Валентина Толкунова — это вся моя жизнь», — рассказывает директор певицы Любовь Майорова «Валентина Толкунова — это вся моя жизнь», — рассказывает директор певицы Любовь Майорова

Любовь Майорова вспоминает о певице Валентине Толкуновой

Коллекция. Караван историй
9 сериалов, которые нужно было вовремя закончить 9 сериалов, которые нужно было вовремя закончить

Как жадность создателей превращает отличные проекты в тягомотину

Maxim
Мерил Стрип. Миссис совершенство Мерил Стрип. Миссис совершенство

Кажется, что Мерил совсем не меняется. И что она всегда была и будет с нами

Караван историй
Магия расхламления: как уборка помогла мне переехать в Майами Магия расхламления: как уборка помогла мне переехать в Майами

Иногда наведение порядка в доме может стать толчком к огромным переменам

Cosmopolitan
Татьяна Борзых: Татьяна Борзых:

Ваня Бортник — это был человек редкой породы и верности

Коллекция. Караван историй
Грязные игры Грязные игры

Вольная дачная жизнь открывает перед малышами новые возможности

Лиза
Наполеон Орлёнок: прерванный полёт Наполеон Орлёнок: прерванный полёт

В 1811 году у Наполеона Бонапарта родился долгожданный наследник

Дилетант
Художники против цирков. Есть ли место современному искусству там, где эксплуатируют животных Художники против цирков. Есть ли место современному искусству там, где эксплуатируют животных

Этика и эстетика цирка

СНОБ
Из дерева сделали ион-проводящие мембраны Из дерева сделали ион-проводящие мембраны

Ученые покрыли древесину гидрогелем и превратили ее в ион-селективный материал

N+1
Покатались и хватит: как слезть с «эмоциональных качелей»? Покатались и хватит: как слезть с «эмоциональных качелей»?

Если вам знакомы перепады настроения — это они, эмоциональные качели

Psychologies
Премиальные офисы: потребности клиента в новой реальности Премиальные офисы: потребности клиента в новой реальности

Рынок офисной недвижимости за минувший год доказал свою устойчивость

Forbes
5 художников, которые вышли из крепостных 5 художников, которые вышли из крепостных

Известные российские художники, которые родились крепостными

Культура.РФ
15 средств по уходу за кожей, которые дерматологи просят выбросить немедленно 15 средств по уходу за кожей, которые дерматологи просят выбросить немедленно

Средства, которые причиняют коже вред, хоть и рекламируются на каждом углу

Cosmopolitan
Чистая правда Чистая правда

Запоминай правила очищения и уже сегодня начинай их применять

Лиза
Открыть в приложении