История любви Анны Назарьевой

Караван историйЗнаменитости

Анна Назарьева. Мечты сбываются

Мама удивилась: "Режиссеры всем актрисам делают такие подарки?" Пришлось все рассказать. В том числе и о том, что жених старше на двадцать восемь лет. Родители были в шоке. Папа страшно переживал, даже попал в больницу. Потом сказал: "Я приму любой твой выбор, раз его любишь". За Сашу высказывалась только бабушка.

Беседовала Марина Порк

Фото: Киностудия Горького/Кадр из фильма «С неба на землю»

пятилетнем возрасте я чуть не сыграла Анну Каренину. Дело было далеко от Москвы — в Белеве, где снималось «Огненное детство» по повести Мирошниченко «Юнармия».

Однажды мы с мамой, папой, бабушкой и дедушкой гуляли по ВДНХ. Я побежала вперед по аллее, вдруг меня остановила какая-то женщина:

— Девочка, как тебя зовут? Не хочешь ли сняться в кино?

— Зовут меня Аней, а про кино... не знаю, я мультики люблю.

Тут родители подоспели:

— Кто вы? Что вам надо?

— Я ассистент режиссера с Киностудии Горького. Мы запускаем новую картину. Понравилась ваша девочка, хочу пригласить ее на кинопробы.

Мама была против:

— Если Аня не подойдет, может слишком сильно расстроиться. Зачем ввергать ребенка в такой стресс?

Но бабушка настояла:

— Пускай сходит.

Пришли с мамой на студию, меня завели в комнату, там за столом сидели какие-то люди. Спросили:

— Знаешь стихи? Почитай нам что-нибудь.

И я — кроха — с серьезным видом затянула:

— «Печальный Демон, дух изгнанья, летал над грешною землей...»

Папа читал мне на ночь классику, поэтому «Демона» я знала наизусть. Худсовет был сражен наповал: девчушке четыре с половиной года, а она уже знает наизусть Лермонтова! На роль дочери комиссара Красной армии меня утвердили, предстояло ехать в экспедицию.

Поскольку родители работали, сопровождать меня вызвалась бабушка, и мы, две лягушки-путешественницы, отправились в Белев. В группе нас приняли как родных, разместили в частном доме. Мне было интересно все, особенно радовалась, когда переодели в старинную одежду — такого в обычной жизни никто не носил. Завидовала актерам, игравшим белогвардейцев, любовалась их красивой формой.

Злополучный эпизод на железнодорожных путях снимали ночью. К тому моменту я уже сильно устала. Режиссер объяснил: «Едва поезд начнет приближаться, сразу отходи в сторону». Я кивнула: все понятно. Прозвучала команда «Мотор!», поезд несется навстречу, а я продолжаю бесстрашно стоять на рельсах. Почему-то запомнилось, что состав должен остановиться сам. Группа застыла в ужасе. Не растерялся один Алексей Ванин, рванул ко мне, подхватил, и чуть ли не в последний момент мы успели отскочить на железнодорожную насыпь.

После той истории все считали его моим крестным отцом, он реально спас из-под колес. Алексей Захарович, мастер спорта по классической борьбе, был одним из любимых актеров Шукшина. Василий Макарович приглашал его во все свои фильмы, но по различным причинам он снялся только в двух картинах. С тех пор если пересекались с Алексеем Захаровичем на студии Горького, всегда тепло здоровались. Но это уже через много лет, когда я подросла.

С Алексеем Ваниным в фильме «Огненное детство». Фото: из архива А. Назарьевой

— Вы долго ходили вольнослушателем в мастерскую Сергея Герасимова, однако диплом института кинематографии получали не у него, а у Алексея Баталова...

— Это целая история. После «Огненного детства» я попала в актерскую картотеку Киностудии имени Горького. Там меня и отыскали ассистенты, работавшие с Сергеем Аполлинариевичем, он готовился к съемкам «Юности Петра». Когда мама услышала, что дочь приглашают на кинопробы к самому Герасимову, волновалась больше меня: это же корифей!

Меня рассматривали на роль Саньки Бровкиной в детстве, взрослую героиню играла Любовь Полехина. Мне-то казалось, что мы с ней совершенно непохожи, не то что девочка, сидевшая рядом в ожидании, пока позовут в павильон. Вот она — один в один Люба. Но Герасимову почему-то приглянулась я.

Если роль и удалась, то только благодаря Сергею Аполлинариевичу. Он уделял мне много времени, репетировал, учил находить правильную интонацию, окать: мОрОз, ОбОз... Можно сказать, учил с голоса. Он был человеком верующим, держал пост, помню, приносил с собой на студию отварную картошку, редьку, когда прерывался на обед, подкармливал и меня.

Съемки окончились, но Герасимов обо мне помнил. Через пять лет пригласил на выпускной спектакль «Власть тьмы», а потом предложил: «Не хочешь ли прийти к нам на курс?» В четырнадцать лет я, конечно же, не могла стать их с Тамарой Федоровной студенткой, но мастерскую посещала с огромным удовольствием. Там учились Марина Левтова, Оля Машная, Митя Золотухин, Юра Мороз...

Герасимов и Макарова были потрясающими педагогами, к ученикам относились настолько трепетно, что каждый был уверен: уж его-то мастера любят больше всех. Я была еще школьницей, когда все они окончили институт, но по-прежнему приходила на занятия — уже в новую мастерскую Герасимова, студентами которой стали Гена Сидоров, Лариса Садилова, Аким Салбиев...

Ребята репетировали отрывки, я не оставалась в стороне. Сергей Аполлинариевич нередко расспрашивал: «Расскажи, Анечка, что у вас там в школе происходит?» Я с жаром принималась рассказывать, как у одноклассницы пропали часы. Тамара Федоровна тоже внимательно слушала и порой останавливала: «Желательно, когда что-то рассказываешь, не жестикулировать». Она считала, что хороший артист должен уметь донести смысл до зрителей одним голосом, даже если просто стоит столбом.

За съемки в «Юности Петра» я заработала первые приличные деньги и купила зимние сапоги. Герасимов это заметил: «Ой, у тебя новые сапожки! Красивые». Я страшно гордилась тем, что сама за них заплатила.

Конечно же, кто-то из студентов вызывал мои симпатии, но ко мне ребята относились исключительно как к дочери полка. Когда Сергея Аполлинариевича уже не стало, я узнала: оказывается, он собрал мальчиков и строго-настрого предупредил: «Аня — школьница, несовершеннолетняя, не дай бог, кто-то из вас проявит к ней интерес и с ней что-то случится, отчислю не раздумывая!» Переживал за меня как за дочь.

Герасимов ушел неожиданно, но закончить работу над фильмом о Льве Толстом успел. Я тогда пошла в ректорат и попросила: «Хотела бы учиться во ВГИКе и дальше, вот только нужно сняться в одной картине. Вы меня потом возьмете?» Там заверили, что да, но съемки затянулись, на вступительные экзамены я опоздала, актерский курс уже был набран. Расстроилась страшно, и ассистент режиссера, которая хорошо ко мне относилась, буквально за руку отвела к Баталову, попросила принять вольнослушателем.

Алексей Владимирович, вскоре возглавивший кафедру актерского мастерства, разрешил посещать свои занятия. Он набрал азербайджанский курс, я оказалась единственной русской девочкой. Занятий не пропускала, не филонила, даже вместе со всеми сдавала сессии, но все равно оставалась в институте на птичьих правах. Кто-то посоветовал съездить в Баку и сходить на прием в республиканский Минкульт, чтобы помогли выбить место во ВГИКе. Родители встали стеной: не пустим, ты еще маленькая!

Неожиданно вмешался случай. Савва Кулиш делал телепередачу об институте и, как оказалось, слышал про меня: талантливая девочка ходит на занятия и вовсю снимается, но диплом ей не светит. Разыскал, попросил дать интервью. Подошла к Алексею Владимировичу:

— Можно ли говорить все как есть?

— Да, деточка, можно.

Когда передачу показали по телевидению, меня зачислили в мастерскую Баталова. Пришлось заново сдавать все экзамены за четыре года, но ничего, справилась. По мастерству получала отлично, остальные предметы зубрила с утра до ночи, на нервной почве исхудала, стала как тростинка. Диплом защищала картиной «Возьми меня с собой», которую снял мой муж Александр Николаевич Полынников. Баталов ее посмотрел, но был сдержан в оценках: «Мне не очень понравилось, но дело не в тебе, в картине два финала, а должен быть один. Передай это мужу». Алексей Владимирович был замечательным педагогом, мне очень повезло у него учиться.

В мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе я ходила вольнослушателем. Фото: Чин-мо-цай/РИА Новости

— У вас с Полынниковым большая разница в возрасте. Как вы, совсем девочка, решились связать с ним жизнь?

— Да, разница огромная — двадцать восемь лет. Тем не менее мы вместе уже тридцать два года. Встретились на съемочной площадке. Саша был уже известным режиссером. Его «Берегите женщин», музыкальный фильм с песнями Юрия Антонова, по сей день крутят по телеканалам. К слову, хочу исправить ошибку в Интернете: в этом фильме я не снималась, была еще совсем маленькой. Меня пригласили на пробы в картину «Просто ужас!», но Александр Николаевич тогда не утвердил, сказав: «У нее совсем взрослый взгляд». При том, что мне исполнилось всего одиннадцать. Я не монтировалась с партнером-мальчишкой, тот выглядел совсем пацанчиком.

Тем не менее Полынников меня запомнил и через четыре года позвал на главную роль в «Поживем — увидим». Вся группа замечала, насколько мне нравится Александр Николаевич, какие взгляды я на него бросаю. Мое отношение не укрылось и от Саши. Он отшучивался: «Вот исполнится тебе восемнадцать, поженимся». Позже я ему это припомнила: «Группа слышала ваши слова — женитесь».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Константин Воробьев и Ольга Самошина. «Ни в парше, ни в парче, а так, вообче» Константин Воробьев и Ольга Самошина. «Ни в парше, ни в парче, а так, вообче»

Они поженились восемнадцатилетними, на втором курсе театрального института

Караван историй
Владимир Войнович Владимир Войнович

Владимир Войнович глазами Дмитрия Быкова

Дилетант
Наталья Ухина. Позднее счастье дяди Володи... Наталья Ухина. Позднее счастье дяди Володи...

В шестидесятые телепрограмм было мало, дикторов - тоже. Они были кумирами

Караван историй
В зоне комфорта В зоне комфорта

Оксана Акиньшина – о том, почему так и не получила актерского образования

Cosmopolitan
Лика Мизинова. Гнездо для чайки Лика Мизинова. Гнездо для чайки

В своих рассказах Чехов много раз использовал реалии судьбы Лики Мизиновой

Караван историй
Играем в шпионов: как полностью удалить уже удаленные файлы Играем в шпионов: как полностью удалить уже удаленные файлы

Как удалять файлы так, чтобы не оставить шансов на их восстановление

CHIP
Арман Давлетяров: Арман Давлетяров:

Как Арман Давлетяров изменил судьбу и стал влиятельным человеком в шоу-бизнесе

Караван историй
Матрас как статус-символ Матрас как статус-символ

Новые индикаторы престижа призваны транслировать идею самосовершенствования

Robb Report
Анна и Софья Ардовы: Лунный свет Анна и Софья Ардовы: Лунный свет

Соня не растрачивает попусту энергию на посторонних. И учит этому мать

Караван историй
Смотри в оба! Смотри в оба!

Как удобно и cтильно расположить телевизор в квартире

Лиза
Джейн Фонда. В ожидании смысла Джейн Фонда. В ожидании смысла

Большую часть жизни я искала путь домой... к обретению себя

Караван историй
Андреа Фацио – один из самых популярных инстаграм-блогеров Италии Андреа Фацио – один из самых популярных инстаграм-блогеров Италии

Андреа Фацио о том, как стать инфлюенсером

GQ
Марина Зудина: Марина Зудина:

С Олегом Павловичем я ощущала себя абсолютно защищенной

Караван историй
Не Райтами едиными: 6 малоизвестных пионеров авиации Не Райтами едиными: 6 малоизвестных пионеров авиации

Без достижений этих людей авиация представляла бы собой чертовски унылое зрелище

Популярная механика
Pecsi вместо Pepsi и «ананас» вместо Diablo: как бренды меняют названия, чтобы обойти ограничения за границей Pecsi вместо Pepsi и «ананас» вместо Diablo: как бренды меняют названия, чтобы обойти ограничения за границей

Компании, которые изменяют свою торговую марку для местных жителей

VC.RU
Зачем Владимир Зеленский провел опрос граждан Зачем Владимир Зеленский провел опрос граждан

Результаты масштабного соцопроса в Украине

СНОБ
Звуки страха — фрукты и овощи за кадром ужастиков Звуки страха — фрукты и овощи за кадром ужастиков

Для создания страшных звуков в фильмах ужасов используются лук и помидоры

Популярная механика
65 лет взрыву советского линкора «Новороссийск», в котором погибли 829 человек 65 лет взрыву советского линкора «Новороссийск», в котором погибли 829 человек

Одна из крупнейших морских катастроф XX века

Maxim
Пенелопа Крус: «В каждом фильме начинаю всё с нуля» Пенелопа Крус: «В каждом фильме начинаю всё с нуля»

Пенелопа Крус – о карьере парикмахера, упрямстве и умении радоваться мелочам

Cosmopolitan
Сколько можно страдать по прошлому? Рассуждает Алина Фаркаш Сколько можно страдать по прошлому? Рассуждает Алина Фаркаш

Почему в нашей культуре будто поощряются страдания

Cosmopolitan
История одной песни: «Runaway Train» Soul Asylum, 1992 История одной песни: «Runaway Train» Soul Asylum, 1992

Песня, при помощи которой люди находили пропавших детей

Maxim
Беспокойная ночь Беспокойная ночь

Как мексиканцы отмечают День мертвых

Вокруг света
Девушка не отвечает на сообщения: 16 возможных причин, почему она тебя игнорит Девушка не отвечает на сообщения: 16 возможных причин, почему она тебя игнорит

Список причин, почему собеседница молчит в переписке.

Playboy
5 самых крутых автомобилей из культовых фильмов 5 самых крутых автомобилей из культовых фильмов

Когда транспортное средство наравне с актерами становится суперзвездой

Популярная механика
История появления Белого Крыма История появления Белого Крыма

Как появился Белый Крым

СНОБ
Как сложилась судьба наших ЭКС и почему нас это волнует? Рассуждает Алина Фаркаш Как сложилась судьба наших ЭКС и почему нас это волнует? Рассуждает Алина Фаркаш

Зачем девушки пишут своим бывшим

Cosmopolitan
NASA оплатит разработку подпрыгивающего аппарата и сетей 4G для Луны NASA оплатит разработку подпрыгивающего аппарата и сетей 4G для Луны

Финансирование получили SpaceX, Nokia, Sierra Nevada, Blue Origin и другие

N+1
Пробы на жалкую роль Пробы на жалкую роль

Игорь Гулин о дневнике Юрия Нагибина как литературном проекте

Weekend
Как женщины спасали еврейских детей в годы войны Как женщины спасали еврейских детей в годы войны

Истории четырех храбрых женщин, спасавших еврейских детей в годы войны

СНОБ
«Женщины обязаны рожать»: чем опасен запрет на аборты «Женщины обязаны рожать»: чем опасен запрет на аборты

Запрет на аборт лишает женщину возможности распоряжаться собственным телом

Psychologies
Открыть в приложении