Каким получился «Слово пацана» — сериал о казанских ОПГ 1980-х, поражающий масштабом?
9 ноября в онлайн-кинотеатрах START и Wink вышел «Слово пацана. Кровь на асфальте» — новый сериал Жоры Крыжовникова («Горько!», «Звоните ДиКаприо!»), рассказывающий историю молодого парня Андрея, оказавшегося в молодежной ОПГ в Казани 1980-х годов. В главных ролях снялись дебютант Леон Кемстач, а также Иван Янковский, Сергей Бурунов, Юлия Александрова, Анастасия Красовская и другие. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему этот сериал выходит за рамки обычной криминальной драмы и почему его появление именно сейчас крайне важно для российского общества.
Возможно ли романтизировать преступность в кино и сериалах? Конечно, возможно. Ранее мы уже выпускали текст, в котором была мысль, что не просто так в России самый народный герой — преступник Данила Багров. Главное, что с «понятиями», принципиальный и справедливый. И, в общем, это ожидаемо дало свои плоды, как и колоссальный успех сериала «Бригада» — вопреки тезису, что в 1990-х «беспредел» закончился, а 2000-е стали относительно «стабильными», все было ровно наоборот. Преступность если и снизилась, то, в первую очередь, из-за изменений в обновленном УК РФ, принятых в 1997 году и декриминализировавших некоторые деяния — например, появилась возможность примирения с потерпевшим по делам небольшой и средней тяжести с закрытием уголовного дела.
Проще говоря, рост уголовных преступлений вроде бы снизился, однако реальная картина такова, что 2000-е были едва ли не более «лихими», чем 1990-е. Достаточно взглянуть на статистику хотя бы в «Википедии» — в 2005-м, например, количество преступлений и вовсе возросло аж на 22,5%. Тем не менее аббревиатура ОПГ в массовом сознании наиболее тесно переплетена именно с 90-ми: Тамбовская, Лазанская группировки, Цапки, Хади-Такташ — кто только не кошмарил страну. Возможно, именно поэтому в феврале 2022-го, когда производство сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана» о подростковой преступности в Казани 1980-х только начиналось с кастинга подростков, детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец призывала свернуть проект, чтобы не допустить «героизации ОПГ».
Что ж, теперь, когда сериал вышел, можно спать спокойно — даже несмотря на то, что некоторые журналисты увидели в нем «романтизацию 1990-х», эти же журналисты, спустя некоторое время и одно возмущение Жоры Крыжовникова в запрещенной в РФ соцсети, признали, что «романтизации бандитизма нет» и, дополнительно, «Казани не на что обижаться». И неудивительно даже, что первый эффект был именно такой — у Андрея Першина (реальное имя режиссера) есть особый талант делать выпуклой и внушительной даже откровенную банальщину. Вот казалось бы, ну что еще можно нового сказать о детской преступности в СССР, когда уже были «Республика ШКИД», «Подранки», «Пацаны» и, например, «СЭР» Бодрова-старшего? Оказывается, не просто можно, а нужно — о так называемом «казанском феномене» говорили действительно очень мало в принципе, и уж точно никто не говорил о нем в кино столь обстоятельно.