Каким получился фильм «Чемпион мира» о матче Карпов — Корчной
В прокате «Чемпион мира» Алексея Сидорова — последний российский блокбастер этого года со спортивными нормативами и идеологической нагрузкой. Фильм спасает только игра Ивана Янковского и трогательная линия отца и сына, считает кинокритик Егор Москвитин
Компания «ТриТэ» Никиты Михалкова в последние годы все больше напоминает олимпийский комитет — то ли России, то ли Советского Союза. Но при этом ее спортивные фильмы почти всегда заслуживают доверия зрителей. «Легенда № 17» с Козловским в роли Харламова — вдохновляющая история закалки характера. «Движение вверх» — пример сценария, словно бы начерченного на планшете баскетбольного тренера: все схематично, быстро, четко и эффективно, а эмоции зритель доберет благодаря яркой музыке и патриотической картинке. Недавний фильм «Стрельцов», посвященный уже футболу, — пример скорее неудачный: вместо портрета народного героя актер Александр Петров пытался создать сложный образ, малопригодный для патриотического блокбастера про командную работу. Зато «Т-34» (тоже фильм в некотором роде про национальный вид спорта — крутят ведь по нашему телевидению танковый биатлон) с ним же оказался небезынтересным. Дуэль русского и немецкого танкиста в нем превращалась в былинный поединок витязя и рыцаря, воина дня и всадника ночи, Пересвета и Кочубея. Эта магическая составляющая выделяла фильм среди военных блокбастеров — и позволяла избежать столкновения с какой-нибудь «Яростью» с каким-нибудь Брэдом Питтом.
Так что эпопея с «Чемпионом мира» — хроникой шахматного противостояния Анатолия Карпова и Виктора Корчного в 1978-м году — не казалась чем-то заведомо безнадежным. Во-первых, сценаристы «Три Тэ» всегда умели худо-бедно совмещать хоровое исполнение гимна с мелодиями для флейты: вспоминая приятные командные победы над американцами и канадцами, они уделяли внимание и частным историям настоящих людей. Во-вторых, в истории Корчного и Карпова остается столько нюансов, что хватило бы на мини-сериал от HBO. Первый считал себя гражданином шахматной доски и поэтому бросил родную страну; его путь самоопределения, как ни странно, совпадает с идеологией всех без исключения диснеевских мультфильмов. Второй (к слову, сейчас Анатолию Карпову 70 лет) гроссмейстер кажется примером безграничной внутренней свободы, не нуждающейся во внешних визах. Играющие соперников Константин Хабенский и Иван Янковский — актеры, не привыкшие работать по упрощенке даже в новогодних фильмах. Их противостояние обещало быть интересным.