Как решить проблему доверия к ИИ?

ForbesHi-Tech

Вопрос имиджа: к чему приведет игнорирование связанных с распространением ИИ рисков

Рубен Ениколопов

ИИ может повлиять на то, как люди общаются между собой и на их гражданскую активность. (Фото Getty Images)

Первоначальная эйфория по поводу возможностей искусственного интеллекта (ИИ) в последнее время сменилась опасениями негативных последствий использования новых цифровых технологий. Причем проблема стала настолько серьезной, что российское правительство даже задумало масштабную PR-кампанию для улучшения имиджа искусственного интеллекта, рассказывает в колонке для Forbes ректор РЭШ Рубен Ениколопов.

На самом деле проблему доверия к ИИ можно решить, только если честно и открыто обсуждать как его достоинства, так и угрозы. Возможные негативные эффекты распространения ИИ можно грубо разделить на три категории:

  • риски, связанные со сбором данных;
  • негативное воздействие на рынок труда;
  • создание проблем для общения людей и их гражданской активности.

ИИ против потребителя

Первая группа рисков связана с тем, что системы ИИ требуют для своей работы больших объемов данных, поэтому и госорганы, и частные компании все активнее собирают детальную информацию о пользователях, покупателях и гражданах. Такая практика может иметь целый ряд нежелательных последствий. Во-первых, это нарушение приватности. Компании и цифровые платформы могут собирать лишнюю информацию о поведении отдельных клиентов, что позволит им использовать ценовую дискриминацию или вторгаться в частную жизнь граждан.

Во-вторых, обладание большими объемами данных становится конкурентным преимуществом крупных фирм и платформ. Это не только дает им дополнительную возможность извлекать прибыль из потребителей, но и подавляет конкуренцию со стороны менее крупных, но потенциально более эффективных компаний.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении