Интервью с имперсарио Сергеем Даниляном

ForbesКультура

Как сделать бизнес на русском балете: гастроли, бюджеты, меценаты

Импресарио Сергей Данилян о том, как Борис Эйфман сменил название своего театра, как Диана Вишнева стала мировой звездой и какую роль в этом сыграл Роман Абрамович

Яна Жиляева

dreamers_by_natasha_razina.jpg__1551081486__80041.jpg
Балет Мечтатели / Фото Натальи Разиной

До конца марта в театральном музее имени Бахрушина идет выставка «Импресарио. Траектория танца»: 50 костюмов к балетам, в которых выступали Диана Вишнева, Николай Цискаридзе, Наталья Осипова, Иван Васильев, Марсело Гомес, эскизы, плакаты, фотографии и оригинальный автомобиль Bugatti Racer 1927 года, в котором выезжает на сцену главная героиня балета «Айседора», — галопирующий отчет в честь 25-летия американской деятельности продюсерской компании Ardani Artists Сергея и Гаянэ Данилян.

New York Times называет Сергея Даниляна современным Сергеем Дягилевым. Современный облик российского балета во многом сформирован в результате его деятельности. Он возил российские театры с гастролями в Америку, он привозил западных звезд в Россию, с его легкой руки сложился творческий союз Натальи Осиповой и Уэйна Макгрегора, благодаря ему Диана Вишнева стала международной звездой, это он привез Начо Дуато в Михайловский, Дэвида Холберга в Большой и увел из Большого Наталью Осипову и Ивана Васильева.

Forbes Life расспросил Сергея Даниляна о деньгах, славе, покровителях и меценатах.

New York Times написала про вас, что вы современный Дягилев, но переехав в Америку в начале 1990-х искали место водителя. И только жена, перехватившая звонок, запретила вам наниматься в такси. Как вам удалось закрепиться в Америке, какой проект стал первым успешным?

Большие успешные проекты начались с начала 2000-х. В 2000-м — десятинедельный гастрольный тур в Америке Бориса Эйфмана. В 2002-м шестинедельный тур с труппой Большого театра. В 2003-м — шестинедельный тур с балетной труппой Мариинского театра. Тогда в Los Angeles Times балетный критик Льюис Сегал написал: Russian are coming.

Как вы оказались в балетном мире? Вы же не из балетной семьи? Не танцевали, не ставили.

Я учился в ГИТИСе сначала на отделении театроведения, а потом на отделении театрального менеджмента. Тогда еще не знал, что буду заниматься музыкальным театром, но увлеченно читал литературу про музыкальный театр. После института я пять лет проработал в Ленкоме, с 1984 по 1989 год, начинал администратором, закончил в 29 лет замдиректором.

В Ленкоме была своя рок-группа «Рок-ателье», Павел Смеян, Саша Садо, Крис Кельми. И там я впервые увидел, как драматическим актерам давали класс Владимир Васильев, Александр Хмельницкий. У нас был балетный зал. Я рос с такими спектаклями, как «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось». Позже, когда я работал с Союзе театральных деятелей СССР под руководством Кирилла Лаврова, я ездил по миру, привозил западные коллективы к нам, наши вывозил на гастроли. Например, Терезу де Кеерсмакер я знаю с 1989 года. С Пиной Бауш был знаком с 1988 года, с фестиваля немецких театров в Москве, когда на сцене театра Моссовета шли ее «Гвоздики». Чтобы найти овчарок для спектакля, мы с моим коллегой обратились на Петровку, 38. И однажды во время спектакля одна из овчарок сорвалась с поводка. Но, слава богу, обошлось. А в «Гамлете» у Патриса Шеро была лошадь, которую везли из-за границы, и она застряла на карантине в Бресте. Но все-таки мы ее довезли к спектаклю.

Как-то одна швейцарская труппа попросила десять кур, а немецкая — живого поросенка. После спектакля мы решили поросенка зарезать, но никто не решался, тогда мой коллега пригласил своего друга. Другом оказался нынешний главный тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов. Он пришел с большим ножом. Поросенка поделили на всех.

Путешествуя, я видел, что наши партнеры как правило — частные компании, частные импресарио. И в 1990-м году я открыл в Москве свою частную кампанию, театральное агентство Ardani Artists. В 1994-м году мы зарегистрировались в штате Нью-Йорк. В 1998-м, накануне кризиса, интуитивно почувствовали, что что-то не так, и закрыли нашу российскую компанию.

Какой у вас был стартовый капитал в Америке?

Я продал квартиру в Москве на улице Макаренко и получил за нее $50 000. Сегодня такая квартира стоит пару миллионов, но тогда мы этого не понимали. Но этих средств мне хватило, например, на то, чтобы снять Карнеги-холл и привезти труппу никому неизвестной тогда Новой Оперы Евгения Колобова.

В честь 25-летия американской компании вы привезли в Москву балет «Айседора» Владимира Варнавы на музыку Прокофьева с Натальей Осиповой в главной роли, — свою первую полномасштабную постановку. Чем отливается создание большого сюжетного балета от концертной программы?

«Айседора» — наш первый так называемый full-length продакш, большой спектакль. До этого создавали либо одноактные балеты, либо хореографические миниатюры. «Айседора» — большая работа на музыку Прокофьева, созданная хореографом Владимиром Варнавой. До этого над нашими программами работали несколько хореографов одновременно и участвовали несколько звезд. В этот раз у нас одна звезда — Наташа Осипова. Вместе с ней на сцене — большая международная танцевальная команда, 16 танцовщиков из балетных школ всего мира. Есть представители испанской, немецкой школы, артисты балета с Кипра и Гаити, из Южной Кореи, из Канады, Испании, Германии. Все они разного телосложения, разных танцевальных техник, все они — живая наглядная иллюстрация странствий Айседоры Дункан по мировым театрам, странам и континентам.

Впервые наш спектакль идет под живую музыку в сопровождении большого симфонического оркестра. До этого лишь один раз в программе «Отражения» участвовал оркестр Большого театра, во всех остальных случаях для экономии средств, для мобильности мы использовали фонограмму.

В общем, полгода спустя, оглядываясь на «Айседору», поражает масштаб того, что мы смогли сделать.

Балет Айседора (Michael Khoury)

Среди тех, кто нас поддержал, много героев журнала Forbes. Разные наши проекты ни один раз поддерживал фонд Смирнова и Сорокина. Они помогали с постановкой балета «Мечтатели» весной 2017 года, в 2016 году помогали привезти на «Золотую маску» артистов, занятых в проекте Натальи Осиповой и Ивана Васильева «Соло для двоих». Кстати, один из номеров в «Соло», «Моцарт и Сальери» — работа хореографа Владимира Варнавы.

Для «Айседоры» Варнавы фонд Смирнова и Сорокина оплатил костюмы. Во время кастинга в Нью-Йорке с артистов сняли мерки и по эскизам художника спектакля Гали Солодовниковой сшили в частной компании в Иванове. Там же сделали маски и реквизит для спектакля. А потом привезли в Америку, на примерку.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что говорят о нас отношения с деньгами Что говорят о нас отношения с деньгами

По тому, как человек относится к деньгам, можно определить его образ мышления

Psychologies
Выбираем ноутбук для учебы в университете: лучшая тетрадь по всем предметам Выбираем ноутбук для учебы в университете: лучшая тетрадь по всем предметам

Как выбрать ноутбук, который заменит все конспекты, учебники и методички

CHIP
Мы уже выбрали лучшие политические триллеры 2019 года Мы уже выбрали лучшие политические триллеры 2019 года

Два фильма о конфликте гражданина и государства

GQ
Его невеста Его невеста

Дизайнер Эли Сааб о том, как одел знаменитостей в свои платья

Vogue
Раздражительность: что ее провоцирует и как бороться Раздражительность: что ее провоцирует и как бороться

Раздражительность: что ее провоцирует и как бороться

Psychologies
Люди в черном Люди в черном

Дизайнер Грег Натале построил семейный дом, больше похожий на ночной клуб

AD
ЦРУ обнаружило мистификацию при демонстрации российской ракеты ЦРУ обнаружило мистификацию при демонстрации российской ракеты

Демонстрация крылатой ракеты 9М729 была мистификацией

Forbes
Главные показы Недели моды в Нью-Йорке Главные показы Недели моды в Нью-Йорке

Рассказываем, чего ожидать в новом сезоне

Vogue
Вся правда о блондинках …и о мужчинах, которые от них без ума Вся правда о блондинках …и о мужчинах, которые от них без ума

Ветреные и не слишком умные, блондинки — жертвы множества стереотипов

Вокруг света
В издательстве «Эксмо» выходит роман Кристины Далчер «Голос» В издательстве «Эксмо» выходит роман Кристины Далчер «Голос»

В издательстве «Эксмо» выходит роман Кристины Далчер «Голос»

Cosmopolitan
Зов джунглей Зов джунглей

Дизайнер Мария Ватолина оформила в Подмосковье деревянный дом

AD
Телесные колготки: носить или не носить? Телесные колготки: носить или не носить?

Телесные колготки - самый противоречивый предмет в современном женском гардеробе

Cosmopolitan
Почему виноград в микроволновке превращается в плазму? Тайна века раскрыта! Почему виноград в микроволновке превращается в плазму? Тайна века раскрыта!

Как создать плазму из винограда в микроволновке

Playboy
Атлантик-тур Атлантик-тур

Первозданная природа затерянных в океане Фарерских островов

Quattroruote
Поколение Z и X: как научить работать вместе Поколение Z и X: как научить работать вместе

Как нивелировать разницу поколений в одной команде

Psychologies
«Пойдет на всё»: характер Меган Маркл раскрыли по ее письму к отцу «Пойдет на всё»: характер Меган Маркл раскрыли по ее письму к отцу

«Пойдет на всё»: характер Меган Маркл раскрыли по ее письму к отцу

Cosmopolitan
На скульптуре по легендарной фотографии вандалы написали #metoo На скульптуре по легендарной фотографии вандалы написали #metoo

Общественность добралась до «Поцелуя»

Maxim
Отправили в нокаут: звезды, которые избивали своих фанатов Отправили в нокаут: звезды, которые избивали своих фанатов

Знаменитости, чей конфликт с фанатами оканчивался дракой

Cosmopolitan
7 правил безопасной езды зимой 7 правил безопасной езды зимой

7 правил безопасной езды зимой

Maxim
От мобилы до тачилы: самое интересное с выставки гаджетов От мобилы до тачилы: самое интересное с выставки гаджетов

С 25 по 28 февраля 2019 года в Барселоне проходит очередная выставка MWC

Популярная механика
11 странных заболеваний, о которых ты вряд ли слышал (они очень редкие) 11 странных заболеваний, о которых ты вряд ли слышал (они очень редкие)

Синдром Алисы в Стране чудес и ряд других странных заболеваний

Playboy
Пиво: польза и вред для мужчин (2 «за» и 10 «против» напитка богов) Пиво: польза и вред для мужчин (2 «за» и 10 «против» напитка богов)

Пиво: польза и вред для мужчин (2 «за» и 10 «против» напитка богов)

Playboy
Южный берег Южный берег

Стивен Сигал переехал в Краснодарский край

StarHit
14 отличных французских комедий XXI века, которые ты мог пропустить 14 отличных французских комедий XXI века, которые ты мог пропустить

Фильмы, которые прекрасны тем, что их можно смотреть, когда надоело уже все

Maxim
5 практических способов осознанно принять решение 5 практических способов осознанно принять решение

Для тех, кто склонен бесконечно взвешивать за и против в попытке сделать выбор

Psychologies
Битва титанов: возвращение тяжелых танков Битва титанов: возвращение тяжелых танков

Отчетливо наблюдается тенденция возврата тяжелых танков

Популярная механика
«Апокалипсис сегодня»: что такое Часы Судного дня и для чего они нужны?Esquire рассказывает, зачем лауреаты Нобелевской премии и ученые-атомщики создали часы, которые уже более 70 лет пророчат конец света. «Апокалипсис сегодня»: что такое Часы Судного дня и для чего они нужны?Esquire рассказывает, зачем лауреаты Нобелевской премии и ученые-атомщики создали часы, которые уже более 70 лет пророчат конец света.

Зачем были созданы часы, которые уже более 70 лет пророчат конец света

Esquire
Пенелопа Крус рассказала, как пережила домогательства похотливых продюсеров Пенелопа Крус рассказала, как пережила домогательства похотливых продюсеров

Пенелопа Крус сделала несколько признаний перед премьерой «Лабиринтов прошлого»

Cosmopolitan
Советы, чтобы избежать диалога глухих Советы, чтобы избежать диалога глухих

Как сделать так, чтобы дежурное «нам надо поговорить» приносило плоды?

Psychologies
Задом наперед: страпон, мужчина и женское доминирование Задом наперед: страпон, мужчина и женское доминирование

Пеггинг — как сделать все правильно и так, чтобы никто не пожалел?

Cosmopolitan
Открыть в приложении