Земляные работы
Зачем бывший зампред «Газпрома» купил 11 500 га на Новом Шелковом пути.
Ранней весной 2013 года в кабинет к владельцу «Русской холдинговой компании», бывшему зампреду «Газпрома» Александру Рязанову зашел его партнер Роман Нестеренко. Он принес расчеты трафика и тарифов Суэцкого канала, из которых выходило, что, если перенаправить на будущую платную автотрассу из Китая в Западную Европу хотя бы 3,5% идущих через Суэц грузов, проект по ее строительству окупится. В апреле партнеры зарегистрировали компанию «Меридиан», которая должна построить новую автодорогу от Казахстана до Белоруссии за 594 млрд рублей.
Дорожным строительством Рязанов заинтересовался еще в конце 1990-х годов, когда, будучи директором Сургутского газоперерабатывающего завода, попал на стажировку в Массачусетский технологический институт и проехал от Бостона до Флориды по трассе I-95. Его поразило качество дороги и огромное число перевозимых трейлерами грузов. Когда в начале 2000-х Рязанов работал в «Газпроме», у него состоялся разговор с зампредом правительства Алексеем Кудриным. «Цены на нефть и газ пошли вверх, бюджет разбухает, почему мы инфраструктуру не строим, которая даст экономике огромный толчок?» — спросил Рязанов. Кудрин якобы ответил, что главная задача на тот момент — сжимать денежную массу и, чтобы не разгонять инфляцию, не делать серьезных государственных инвестиций в инфраструктуру (Кудрин не ответил на запрос Forbes). «Упустили самое золотое время, — сожалеет Рязанов, — когда земля была почти ничейная и для строительства дорог ее можно было скупить за копейки».
Тем временем восточные соседи не ждали. В 2004 году во время визита в Китай президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал с председателем КНР Ху Цзиньтао соглашение об «эффективной смычке транспортных сетей». Через четыре года в Казахстане началось строительство автомагистрали — воплощение давней идеи китайцев и государств Средней Азии о новом Шелковом пути, по которому когда-то верблюжьи караваны везли товары в Европу. Казахстанские компании стали реконструировать старые дороги, перестраивать двухполосные магистрали в шестиполосные автобаны, строить новые. На некоторых участках задействовали механизм ГЧП. На строительстве работало больше 60 компаний из Казахстана, финансирование шло из госбюджета, а также от иностранных банков: под гарантии правительства $5 млрд выделили Международный и Европейский банки реконструкции и развития, Азиатский банк развития и другие инвесторы. Часть транспортного коридора сделали платной.