Как приручить чужие вредные привычки?
Привычки других нас мало волнуют, пока однажды они не вторгаются в наше пространство. То коллегам жарко и они открывают форточку, и вас сдувает с рабочего места. То подчиненные постоянно опаздывают, вызывая гнев руководителя. Надо ли мириться с чужими «вредными» привычками?
«Привычки — это повторяющиеся действия, которыми мы размечаем свою жизнь, — поясняет семейный психотерапевт Мария Дьячкова. — Мы пьем по утрам кофе, и этот обычай успокаивает нас, сообщая, что все в порядке, нет никаких угроз, что мы на своей волне. Мозг распознает его как рутину, как обычную ситуацию. Когда совершается то или регулярное действие, для нас это сигнал, что в нашей жизни все предсказуемо и безопасно — так, как мы себе придумали. Привычки структурируют нашу жизнь. И наоборот: когда нашему постоянному ритуалу что-то мешает, вторгаются некие внешние силы, для нас это сигнал опасности и стресс».
Общество разложило по полочкам человеческие привычки. Полочек всего две — «полезные» и «вредные». Но в этом упрощении кроется опасность навесить ярлыки и совершить стратегическую ошибку, считает Мария Дьячкова. Ведь критерии вредности очень размыты, а польза может быть даже там, где мы и не предполагали ее найти.
Тайный смысл перекуров и опозданий
Часто вредными считаются распитие спиртных напитков, перекуры, опоздания, разговоры на личные темы в офисе и даже привычка по малейшему недомоганию брать больничный. «Как определить «вредность»? — спрашивает Мария Дьячкова. — Иногда не поймешь сразу — вредная эта привычка или полезная. Например, систематические опоздания. Но возникает вопрос: привычка ли это? На самом деле — это манера, манипуляция. Таким образом люди привлекают к себе внимание, а иногда даже выражают агрессию.
Да, можно с этим бороться: вычитать деньги из зарплаты, наказывать лишением премии. И сотрудники из страха быть оштрафованным побегут сломя голову на работу. А могут сказать иначе: «Танцуют все! Лишайте меня заработка, раз уж решили, я вообще сегодня на работу не пойду». И тогда стоит посмотреть глубже: что на самом деле пытается сказать своими опозданиями коллега?
Хороший руководитель постарается увидеть даже во вредных на первый взгляд привычках ресурс.
«В коучинге мы придерживаемся того, что все люди хорошие и исходят из лучших побуждений, — поясняет executive-коуч Натали Можжанова. — Человек что-то делает, чтобы было хорошо ему самому или его команде. Его мотив можно и нужно изучить». Если реагировать автоматом — «Наказать!», то подчиненными это будет воспринято как насилие и вызовет не желание вести конструктивный диалог, а сопротивление.
«В одной компании, которую я консультировала, юрист часто в течение дня выходила курить, чем вызывала недовольство финансового директора, — приводит пример Натали Можжанова. — Конфликт достиг апогея, и руководитель намеревался уволить коллегу. В разговоре выяснилось, что перекур — единственная возможность для некурящего юриста обсудить общие проблемы с сотрудниками отдела продаж. Обычно те на рабочих местах звонят, пишут. Теперь, когда выяснились истинные причины частых перекуров, можно было предложить другую, более экологичную форму общения юриста и продажников. И конфликт был снят».