Как хороший лидер может получать знания из будущего
Отто Шармер — старший преподаватель MIT, консультант Alibaba Group и автор бестселлера «Теория U. Лидерство из будущего» — рассказал Forbes, как достичь успеха в карьере и бизнесе, опираясь на чутье и любовь к переменам.
9 ноября 2019 года с открытой лекцией в Москве выступил Отто Шармер — старший преподаватель Массачусетского института технологий (MIT), консультант Alibaba Group и Mercedes-Benz, основатель курсов по лидерству MITx u.lab и автор книг «Теория U. Лидерство из будущего» и «Преображение. Потенциал человека и горизонты будущего» (совокупный тираж обеих в России — более 5000 экземпляров). В интервью, которое Шармер дал Forbes после лекции, он рассказал, зачем компаниям менять имидж раз в несколько лет, как получить «знания из будущего» и почему Марк Цукерберг — плохой лидер.
Доверять интуиции и анализировать прошлое
Я заинтересовался лидерством еще в студенчестве, когда учился в школе менеджмента MIT. Я понял, что инструменты, которые применяют управленцы, иногда работают успешно, а иногда — проваливаются, и задался вопросом: «Почему?» Один очень успешный лидер как-то сказал мне, что успех вмешательства зависит от внутреннего состояния вмешивающегося. Это открыло мне глаза.
Постепенно я пришел к теории U. Она предполагает, что результаты, которые мы получаем, зависят от качества вовлеченности всех участников процесса. Эта вовлеченность базируется на чувственном присутствии — рефлексии между нашим прошлым опытом и представлениями о будущем.
Если вы просто будете смотреть в свой смартфон, ничего не выйдет
Проще говоря, если вы хотите быть успешным лидером и эффективно реагировать на проблемы и изменения, вам нужно выйти за рамки знакомого мира и отправиться в путешествие по новым сферам бизнеса и знаний. Первый вектор этого путешествия внешний: вам нужно открыться критике, научиться слушать окружающих, особенно тех, кто находится вне вашей отрасли. Второй вектор внутренний: постарайтесь отпустить все старые убеждения и штампы и открыться новому. Мнение «внешнего жюри» соотносится с вашими личными знаниями и дает вам возможность принимать действительно инновационные решения.
Не менее важно для лидера умение оглядываться назад — в прошлое. Все, что происходит сейчас и, вероятно, произойдет в будущем, — результат того, что уже случилось в прошлом. Но просто анализировать уже произошедшие события недостаточно. Важно получить доступ ко второму уровню данных — не тем, что мы можем увидеть, а тем, что мы можем почувствовать. Именно это я называю знаниями из будущего. Чтобы их получить, нужно научиться доверять своему чутью.