Как Валишев и Иванниковы придумали онлайн-чаты Jivo

ForbesБизнес

Как два выпускника Бауманки построили компанию на полмиллиарда и продали ее «Сберу»

Анна Левочкина

Сооснователи Jivo Николай Иванников (слева) и Тимур Валишев (Фото DR)

Выпускник Бауманки Тимур Валишев хотел вести «живые» беседы с посетителями сайта телеком-компании «Октолайн», которой руководил. Вместе с однокурсником Николаем Иванниковым в 2011 году он придумал онлайн-чат для сайтов Jivo и за 10 лет без внешних инвестиций сделал его крупнейшим в России и одним из самых популярных в мире. Сервис заинтересовал покупателей, и в августе 2021-го Jivo купил «Сбер» за 1,8 млрд рублей.

«Напишите нам, мы онлайн!» — всплывает окошко с зеленым лепестком в правом нижнем углу сайта одного из гипермаркетов с товарами для творчества. Это виджет Jivo, который, по словам его создателя Тимура Валишева, установлен на 256 164 сайтах по всему миру.

Онлайн-чат для общения с посетителями сайтов Валишев вместе с однокурсником Николаем Иванниковым разработал в 2011 году. Сервис почти сразу стал прибыльным и приносил своим основателям сначала десятки, а затем и сотни миллионов рублей выручки в год. Партнеры принципиально не брали деньги у инвесторов, но в августе 2021-го полностью продали Jivo «Сберу» за 1,8 млрд рублей.

Forbes поговорил с сооснователями сервиса и узнал, как двум выпускникам Бауманки удалось без внешних инвестиций построить бизнес на более чем 450 млн рублей на обычном софте и продать его «Сберу» почти за 2 млрд рублей.

Живой сайт

В 2005 году, будучи студентом факультета информатики и систем управления МГТУ имени Баумана, москвич Тимур Валишев устроился программистом в компанию-разработчика решений для IP-телефонии «Светец». Через два года он предложил владельцу этой компании запустить еще один бизнес — услуги виртуальной телефонии и колл-центра для малых и средних предприятий. Так в 2007 году появилась компания «Октолайн», которая вошла в «Светец». На последних курсах университета Валишев стал ее гендиректором и совладельцем: по данным СПАРК, в 2007 году он получил 0,96% юрлица «Новион», под которым работает «Октолайн» (впоследствии его доля увеличилась до 8%).

В 2011 году Валишев заметил, что большая часть пользователей, которые попадают на сайт «Октолайна» по ссылке в рекламных сообщениях, уходят, так и не заказав услуги виртуальной телефонии. Он начал искать онлайн-чат, который позволил бы напрямую спрашивать у пользователей, что не так, и помогать им разобраться в структуре сайта.

По словам предпринимателя, самым популярным российским онлайн-чатом в то время был LiveTex, запущенный петербуржцем Владимиром Бакутеевым в 2011 году. На рынке также существовали зарубежные сервисы Zopim, LiveChat и другие, перечисляет Валишев. LiveTex, по его словам, работал в основном с крупными клиентами и стоил дорого — около 1700 рублей в месяц за одного оператора, который отвечает пользователям в чате. «Сервис [LiveTex] был в два раза дороже простых аналогов», — утверждает в беседе с Forbes основатель сервиса RedHelper (в 2017 году его купил LiveTex) Антон Чернятин. Кроме того, Валишеву не нравился дизайн всех существующих чатов. «Я могу сделать лучше», — решил он и поделился идеей со своим однокурсником и руководителем отдела разработки «Светец» Николаем Иванниковым.

Осенью 2011 года партнеры решили создать собственный сервис — удобный и недорогой чат для общения с посетителями сайтов. Своими клиентами предприниматели видели компании из сферы малого и среднего бизнеса. Название JivoSite, созвучное со словом «живой», предложил Валишев: «Потому что без нашего виджета сайт мертвый, а с ним — живой».

Ради идеи партнеры в том же году ушли из компаний, в которых работали. Бросать стабильно оплачиваемое дело было «боязно, но интересно», признается Иванников. По данным СПАРК, Валишев по сей день владеет 8% «Октолайна». За три месяца вдвоем они разработали первую версию онлайн-чата: Валишев отвечал за интерфейс для пользователей, а Иванников — за внутреннюю часть сервиса. На запуск Валишев потратил около 200 000 рублей из собственных накоплений — они пошли на аренду серверов и покупку макета готового сайта компании на WordPress.

В январе 2012-го, когда первая версия JivoSite была готова, партнеры зарегистрировали юрлицо «Живой сайт». Три четверти в нем получил Валишев, 25% — Иванников. «В нашем тандеме предприниматель — это Тимур, а я скорее исполнитель», — объясняет Иванников.

Сооснователь Jivo Тимур Валишев

Механизм с шестеренками

Партнеры решили работать по модели freemium — часть функций сервиса предоставлять бесплатно, а полную версию продукта сделать доступной по платной подписке. Валишев называет эту бизнес-модель «часовым механизмом с большим количеством шестеренок»: чтобы сделать ее прибыльной, нужно хорошо настроить соотношение платных и бесплатных функций — сервис должен быть полезным для клиента, но при этом выгодным для продавца.

Сперва Валишев придумал сделать платную версию в виде чек-листа, где клиент отмечал нужные ему «фичи» и платил за каждую в отдельности. Но продавать «фичи» при таком формате оказалось сложно — средний чек был низким, признается Валишев. «Каждая галочка в этом листе — дополнительный барьер, надо совершить десять продаж вместо одной каждому клиенту», — объясняет он. Через полтора года Валишев заменил чек-лист на два тарифа — бесплатный и платный, за 490 рублей за одного оператора, который отвечает в чате. Продажи сразу выросли на 30%, уверяет предприниматель.

Первыми клиентами стали знакомые Валишева. На его предложение установить онлайн-чат, к примеру, откликнулся предприниматель Георгий Терновский — на сайтах его магазинов бытовой техники Hausdorf и эллиптических тренажеров «Элептика» до сих пор стоят виджеты Jivo.

Отчетности за 2012-й и 2013 годы работы «Живого сайта» в базе СПАРК нет. Несмотря на долгие поиски удачной модели монетизации, JivoSite почти сразу стал прибыльным и начал окупать сам себя, уверяет Валишев: уже на третий месяц после запуска стартап заработал около 200 000 рублей. Причиной быстрого выхода в прибыль он считает высокую маржинальность своего сервиса и быстрый рост числа клиентов за счет органического трафика. Чтобы привлекать как можно больше клиентов бесплатно, партнеры стали оставлять в бесплатной версии виджета логотип JivoSite и ссылку на собственный сайт (в платной версии логотип можно отключить). В 2013-м к логотипу виджета добавился зеленый лепесток, который нельзя убрать даже платным клиентам. Иванников говорит, что это помогло сделать виджет еще более узнаваемым и закрепить ассоциацию с JivoSite — посетители сайтов стали привыкать к виджету и чаще им пользоваться. По словам Валишева, 70% платных клиентов пришли в Jivo из бесплатных каналов привлечения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Год выбирали одно слово: как бывший менеджер «Яндекса» разрабатывал для «Сбера» семейство голосовых помощников Год выбирали одно слово: как бывший менеджер «Яндекса» разрабатывал для «Сбера» семейство голосовых помощников

Кто стоял за разработкой голосовых помощников для «Сбера»

Forbes
Влияет ли расстояние от устройства до маршрутизатора Wi-Fi на скорость загрузки Влияет ли расстояние от устройства до маршрутизатора Wi-Fi на скорость загрузки

Почему чем дальше вы отходите от роутера, тем хуже работает интернет

Популярная механика
Цветной бархат, уютные шарфы и очень много вельветовых костюмов: из чего состоит гардероб Уэса Андерсона Цветной бархат, уютные шарфы и очень много вельветовых костюмов: из чего состоит гардероб Уэса Андерсона

Главные элементы персонального стиля режиссера Уэса Андерсона

Esquire
По зову природы По зову природы

Мари Коберидзе во время родов отказалась от анестезии в пользу медитации

Tatler
Урок черчения Урок черчения

Хочешь научиться скульптурировать лицо с помощью косметики?

Лиза
Экстремальная гелиевая звезда оказалась необычной богатой гелием звездой Экстремальная гелиевая звезда оказалась необычной богатой гелием звездой

Астрономы переопределили свойства звезды HD 144941

N+1
Режиссер года: Кира Коваленко Режиссер года: Кира Коваленко

Кинокритик объясняет, почему фильм «Разжимая кулаки» вызвал такой ажиотаж

Glamour
Зачем на каждый Новый год наряжают ёлку? Зачем на каждый Новый год наряжают ёлку?

Откуда взялась мода украшать на Новый Год и Рождество хвойные деревья

Cosmopolitan
Российский сериал «Чиновница» удивил нас дважды Российский сериал «Чиновница» удивил нас дважды

Cериал «Чиновница» — триллер о борьбе женщины против русской реальности

Maxim
Прощай, мой господин: как разводились в Османской империи Прощай, мой господин: как разводились в Османской империи

Почему мужчины искали «промежуточных» мужей бывшим женам?

Cosmopolitan
«Без общества потребления научно-техническое отставание СССР было неизбежным» «Без общества потребления научно-техническое отставание СССР было неизбежным»

В 1970-е СССР начал отставать от Запада, однако в развале это не сыграло роли

Эксперт
Что нам делать с моногамией Что нам делать с моногамией

Почему иногда лучше попробовать, чем долго сомневаться

GQ
Звёздный состав Звёздный состав

Двухуровневый лофт в Москве с креативным интерьером

SALON-Interior
«Спасибо, меня это не интересует»: как развить в себе здоровый эгоизм «Спасибо, меня это не интересует»: как развить в себе здоровый эгоизм

Зачем нужен здоровый эгоизм и как его можно в себе воспитать

Psychologies
Четыре лика империи Четыре лика империи

Как землетрясение повлияло на нынешний облик малых городов Италии

Вокруг света
«Ашрам Шамбалы». Часть 3: Как сбежать из секты и устроить свою жизнь после «Ашрам Шамбалы». Часть 3: Как сбежать из секты и устроить свою жизнь после

Как удалось поймать гуру «Ашрам Шамбалы» и почему секта на этом не закончилась

СНОБ
Сколько стоит воссоздать родословную Сколько стоит воссоздать родословную

Сколько стоит создать родословную?

СНОБ
Меняющие реальность Меняющие реальность

Bvlgari переворачивают наши представления о реальности

Grazia
Калькуляция развода: как таблицы Excel помогли мне уйти от мужа Калькуляция развода: как таблицы Excel помогли мне уйти от мужа

Справиться с расставанием иногда помогают… таблицы

Cosmopolitan
Голодная война Голодная война

Нездоровые отношения с едой — бич моделей

Vogue
Актеры, которые напортачили в первый день съемок Актеры, которые напортачили в первый день съемок

И даже среди звезд кинематографа найдутся те, кто испортят все в первый день!

Maxim
Электрическое поле помогло исследовать высоколежащие ридберговские состояния атомов Электрическое поле помогло исследовать высоколежащие ридберговские состояния атомов

Китайские физики смогли измерить то, как распределяются главные квантовые числа

N+1
Не только любовница: что такое финансовая измена и как она убивает отношения Не только любовница: что такое финансовая измена и как она убивает отношения

Ложь о том, как люди тратят деньги, может привести к проблемам в паре

Cosmopolitan
Выкуп без рисков Выкуп без рисков

На что стоит обратить внимание, приобретая сельхозземлю

Агроинвестор
Фамильные ценности Фамильные ценности

Современные люди относятся к своим фамилиям по-дворянски

Наука
Всеобщий друг, интеллектуал и провокатор. Каким был Антон Носик Всеобщий друг, интеллектуал и провокатор. Каким был Антон Носик

Без Антона Носика не было бы не только русской блогосферы

Esquire
«Родные не знали, что этот ребенок существует»: правда и ложь об «отказниках» «Родные не знали, что этот ребенок существует»: правда и ложь об «отказниках»

Можем ли мы осуждать родителей за решение оставить ребенка?

Psychologies
Самые дурацкие афродизиаки в истории человечества Самые дурацкие афродизиаки в истории человечества

Дуриан, картошка, яд жабы и другие странные афродизиаки

Maxim
Жизнь замечательных котов Жизнь замечательных котов

Фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна» — с Бенедиктом Камбербэтчем и тысячью котиков

Weekend
Я есть Грут: какой получилась игра Я есть Грут: какой получилась игра

Почему вам стоит поиграть в «Стражей Галактики»?

Esquire
Открыть в приложении