Как Анна Щетинина стала первой в мире женщиной — капитаном дальнего плавания
Морской рейс из Гамбурга в Петропавловск-Камчатский в 1935 году вошло в историю — капитаном судна впервые стала женщина. Уроженка Приморья Анна Щетинина проложила себе путь к капитанскому мостику упорной работой несмотря на стереотипы о том, что женщина на корабле — это обязательно к беде
История первой женщины на капитанском мостике началась с испорченного отпуска. 27-летняя Анна Щетинина приехала в Москву из Владивостока, чтобы потом отправиться на юг по путевке. Тогда она была старшим помощником капитана с почти четырехлетним стажем. Перед отъездом ей рассказали, что советское правительство закупило новые пароходы для рыбного промысла на Дальнем Востоке, и кто-то должен перегнать их в СССР из Германии. Анна авантюрно решила пожертвовать отпуском. Она должна была идти в рейс старшим помощником, но капитан заболел, и Анну назначили на его место.
19 июня 1935 года пароход «Чавыча», названный в честь распространенной на Дальнем Востоке рыбы, вышел из Гамбурга под советским флагом с 27-летней Щетининой на борту. Так она стала первой в мире женщиной в звании капитана. Forbes Woman рассказывает ее историю.
Матрос Щетинина
Анне было 16 лет, когда отец взял ее с собой в море — он хотя и был лесником, иногда подрабатывал ловлей рыбы. Семья жила на станции Океанская недалеко от Владивостока (там же Анна родилась в феврале 1908 года), так что море не было для нее экзотикой с самого раннего детства.
После окончания школы Анна задумалась: ходят ли вообще женщины в море? Среди моряков и рыболовов она видела только мужчин. Чтобы узнать ответ на свой вопрос, она написала письмо начальнику местного водного техникума. Он его получил и пригласил Анну на разговор.
«Если ошибется и не сможет что-то сделать парень, это будет просто ошибкой. А если вы ошибетесь — скажут: баба, чего с нее взять. Пусть будет несправедливо и обидно, но это будет. А все ваши успехи припишут воображаемым уступкам, которые якобы вам как девушке делались», — такое суровое напутствие получила Анна Щетинина. Однако и ответ на свой вопрос она все-таки узнала: фактического запрета на прием женщин на учебу не было. В 1925 году Анна Щетинина стала студенткой судоводительского отделения Владивостокского водного техникума. Кроме нее на курсе было еще две девушки. Стипендию им не платили — она была назначена только некоторым студентам-мужчинам. Анне в выплате отказали как «бесперспективной студентке», хотя у нее были высокие баллы.
Чтобы прокормиться, Анне приходилось грузить на теплоход соевый жмых, нося наравне с крепкими парнями-однокурсниками мешки по 30 кг. Работали ночью, утром начиналась учеба. Варианта «устать и отказаться» не было: надо было завоевать авторитет и у однокурсников, и у боцмана, чтобы показать, что женщина тоже может работать на судне. «Я понимала, что если откажусь — никогда не встану с матросами на равную ногу, всегда буду для них пассажиром», — вспоминала Анна.
Выдержав все пренебрежительные комментарии, недоверие и тяжелые условия, она закончила обучение в 1929 году и отправилась по распределению работать в Акционерное Камчатское общество. Сначала плавала рядовым матросом, но, пройдя все ступени бортовой иерархии, спустя шесть лет доросла до капитана. Вряд ли кто-то из ее однокурсников и преподавателей мог помыслить о такой карьере для женщины в судоходстве.
Lady Captain
«Ранний телефонный звонок. Со мной здороваются, осведомляются о самочувствии. Оказывается, это начальник Ленрыбы. Меня поздравляют. С чем? Назначена капитаном, — вспоминала позже Анна летнее утро 1935 года. — Ты становишься не просто капитаном, а должен принимать судно за границей, да еще и в Германии 1935 года. Было, о чем подумать». К тому времени Щетинина уже четыре года была старшим помощником капитана. После такой практики она была готова занять самую ответственную должность, но все-таки назначать женщин капитанами тогда не было принято.