Бить или не бить
GQ поговорил с ведущими мастерами тату в России и одним из самых востребованных специалистов по сведению нательных рисунков, чтобы разобраться, куда движется индустрия татуировок в нашей стране, как долго все продолжат повально «забиваться» и что делать с поплывшими картинками.
Каждый год позволяю себе набить одну татуировку. Я ограничиваю себя таким правилом, чтобы не покрыть все тело рисунками еще до того, как мне стукнет 30 лет. В конце концов, может быть, мои интересы на четвертом десятке существенно изменятся и мне захочется украсить свое тело совсем другими по стилю и сути татуировками. Каждый визит к мастеру для меня — это своеобразная эмоциональная разрядка. Когда накапливается слишком много чувств и мыслей, я ощущаю непреодолимое желание набить свежую татуировку. Я хочу почувствовать легкую боль от того, как настойчиво иголка загоняет краску под кожу, хочу увидеть, как обновляется мое тело, хочу вновь осознать, что только я контролирую себя и свою жизнь, несмотря на то, что многие отговаривают, прибегая к классическим сентенциям «это же навсегда», «ты не сможешь найти работу», «ты же как будто с зоны вернулась».
Если вы сейчас засомневались в том, относится ли кто-то по-прежнему негативно к татуировкам, то вот вам немного статистики. В 2019 году ВЦИОМ провел опрос, посвященный нательной живописи. Цель — выяснить, у скольких россиян есть татуировки и как в целом в нашей стране относятся к наличию рисунков на коже. Выяснилось, что лишь 15 % респондентов понимают и поддерживают обладателей «наколок», а вот 27 % связывают наличие татуировок с криминальным прошлым. У 11 % участников опроса была хоть одна картинка на теле, но при этом каждый третий из них жалел о татуировке или хотел бы ее свести.
Меня эта статистика, честно, удивляет. Как минимум потому, что люди бьют татуировки больше 2500 лет. В 1963 году на острове Тонгатапу был найден старейший набор для нанесения рисунков на кожу, датированный VII веком до н. э. А само слово tattoo в английский язык ввел тот самый герой печальной песни о каннибализме Джеймс Кук, услышавший во время экспедиции в 1769 году, что коренные жители острова Таити называют рисунок на теле «татау». Мне правда уже давно кажется, что каждый второй мой знакомый забивает свое тело с головы до пят странными рисунками, словами и символами и что татуировки — это почти обязательный атрибут каждого человека в возрасте примерно от 16 до 35 лет. Я настолько привыкла видеть, как блогеры, рэперы, тиктокеры, модели и дизайнеры украшают картинками даже свое лицо и череп, что масштабировала эту моду примерно на всю Россию. При этом только в нескольких странах мира — например, в Италии, США и Швеции — действительно каждый второй житель имеет хоть одну татуировку. А значит, нательная живопись еще даже не стала трендом, ведь «бланковых» людей (так в тату-индустрии называют тех, у кого нет ни одного рисунка. — Прим. GQ) по-прежнему значительно больше. Если вы один из них и ничего не смыслите в татуировках, не переживайте. Сейчас мы ответим на все ваши вопросы.
Эксперты
Кирилл Самарин
Сделал больше 1000 татуировок, работает в стиле реализм с черным пигментом.
Ника Брежнева
Бьет татуировки в стиле «чернуха» не только в России, но и в Финляндии, Швеции и во Франции.
Максим Кислицын
Многократный призер конвенций по направлениям «японская татуировка» и «ориентал».
Иван Андросов
Бьет татуировки с 2009 года в России и в США и любит работать с цветным пигментом.
Артем Соколов
Все российские звезды сводят свои тату в клинике лазерной косметологии Sokolov Laser.
Как изменилось отношение к татуировкам за последние десять лет?
Кирилл Самарин
@kirillcira
«Я думаю, в последние годы отношение к татуировкам изменилось, люди стали относиться к рисункам проще. Многие делают художественные татуировки просто для красоты, не вкладывая в них какого-то невероятного смысла. Появились более интересные, сложные идеи и запросы в плане рисунков. Как мне кажется, работодатели тоже стали относиться лояльней к сотрудникам с татуировками, ведь реально очень много людей сейчас бьют себе картинки. Когда я учился в школе, не знал, что такое татуировка, ни у кого их не было. А сейчас сталкиваюсь с тем, что родители приводят своих детей в возрасте 15‑16 лет. И, общаясь с ними, я понимаю, что у них уже есть одноклассники и друзья с татуировками».
Ника Брежнева
@brezhneva_tattoo
«Десять лет назад люди очень заморачивались над татуировками. Пытались создать что-то суперзаумное, вложить в каждый рисунок какой-то нереальный смысл, непременно сделать какую-то уникальную, новую картинку. Конечно, многие и сейчас так заморачиваются, но при этом огромное количество людей вообще не думают о качестве и бьют у первого попавшегося новичка что-то неаккуратное и дурацкое. Татуировки однозначно стали популярнее, но многие относятся к ним слишком безрассудно и не думают о стиле и эстетике. Есть ложное ощущение, что забивается каждый второй, но, я думаю, это лишь так кажется. Когда я захожу в вагон метро летом и смотрю по сторонам, понимаю, что в основном все пока чистые. В России по-прежнему мало людей с татуировками».
Максим Кислицын
@max_titanic
«На мой взгляд, качественные татуировки в России с каждым годом становятся все популярнее, но консервативных людей все равно достаточно много. И, мне кажется, ассоциации с зоной по-прежнему есть. Это слишком устоявшийся стереотип, что «наколки» делают в тюрьме. До сих пор есть сюжеты татуировок, которые ассоциируются исключительно с зоной (например, кресты, кинжалы, розы, обнаженные женщины. — Прим. GQ)».