Индустрия впечатлений: что такое авторские туры и кому они нужны
Екатерина Запольских, основатель клуба арт-путешествий Random Page (@random_page), рассказывает, как появились авторские туры, чем они примечательны и почему привлекают к себе все больше внимания
Рассуждая на тему путешествий, чаще всего мы представляем два варианта: пакетный тур от агентства или самостоятельное планирование. Однако есть еще и третий вариант — авторский тур.
Единого определения авторского тура в индустрии по-прежнему нет. Каждый организатор может вложить в него свой смысл, впрочем, общие критерии все же есть: это пакетное предложение, в которое входят отель, экскурсии, походы в рестораны и другая развлекательная программа. В рамках этого пакета в туре собираются несколько человек, в среднем от шести до 12. Но самое главное отличие следует из названия: у такого тура есть автор. Это конкретный человек или группа людей, которые продумывают и даже режиссируют ваш опыт в путешествии.
Задача авторского тура — показать некую точку на карте через призму автора или просто в необычном ключе, найти что-то такое, что не предлагает никто. Чаще всего авторские туры ассоциируют именно с нестандартной программой, а их клиентов — с поиском большей аутентичности и опыта, который поможет уменьшить синдром FOMO (fear of missing out, боязнь пропустить интересное).
Даниэлла Окуджава, соучредитель и директор по маркетингу и PR «Клуба путешествий Михаила Кожухова» рассказывает: «Мы работаем в авторском туризме десять лет, и для нас авторский туризм — это путешествие, которое имеет несколько важных частей: автор, концепция и режиссура. И отправиться в такое путешествие — значит, согласиться с задуманным, с той идеей, которая была заложена».
Как возникли авторские туры
Понятие «авторский тур» существует только на рынке СНГ. В мире такие туры известны как small group adventure travel (приключенческое путешествие малой группой), они стали популярными последние два-три десятилетия. Крупные американские игроки этого сегмента, как G Adventures, Intrepid Travel, REI Adventures предлагают их с конца 1980-х.
Предпосылок у возникновения авторских туров было несколько. С одной стороны, часто отправляющиеся в поездки туристы устали от однотипных предложений, а для формирования собственного варианта нужно много времени, которое не всегда есть. Так появился запрос на комфорт и беззаботность (признаки пакетного предложения от турагента), где в то же время программа составлена нетипично и увлекательно (признаки авторского тура).
С другой стороны, это желание выделиться, навязанное нам социальными сетями. Уже никого не удивишь фотографией Колизея, а вот если ты побывал за кулисами Парижской оперы, катался на внедорожниках по соленому озеру в Боливии, собирал устрицы на ферме в Нидерландах — это уже другое дело.
На иностранном рынке эксперты также часто связывают новый всплеск популярности туров маленькими группами с пандемией, которая отрезала у многих желание постоянно находиться «в толпе». Кроме того, можно говорить о популярности таких туров среди миллениалов, которым хочется больше времени проводить в кругу единомышленников.