«Государственная машина учит мыслить правильно»: выходит в прокат фильм-лауреат Венеции «Дорогие товарищи!» Кончаловского
12 ноября начнется прокат нового фильма Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» о протестах рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Почему эта история, к сожалению, актуальна и сегодня — в материале Forbes Life
На зависть большинству маститых российских режиссеров, 83-летний Андрей Кончаловский находится в отличной форме, представляя зрителям по картине каждые два года на протяжении вот уже десятка лет. Фильмы эти регулярно получают признание мирового киносообщества: «Рай» 2016-го был удостоен «Серебряного льва», а новые «Дорогие товарищи!» — специального приза жюри Венецианского кинофестиваля.
Генеральным продюсером последних двух картин Кончаловского выступил Алишер Усманов: бюджет фильма «Грех» о Микеланджело составил 1,06 млрд рублей, а «Дорогие товарищи!» — 151 млн рублей). В интервью BBC Кончаловский сравнил финансовую помощь российского олигарха с поддержкой, которую Микеланджело оказывали Медичи, и предупредил о невозможности вернуть затраченные деньги: «Я имею возможность и счастье сразу начинать следующий фильм — благодаря Алишеру Усманову, который не задумывается о том, вернет ли он свои затраченные деньги. Я его сразу предупредил [при знакомстве]: «Никакой прибыли, не будет ничего, деньги не вернете».
«Дорогие товарищи!» — фильм о протестах рабочих в Новочеркасске в 1962 году, когда простые люди массово выступили против советской власти из-за повышения розничных цен на продукты. В результате многотысячной демонстрации 26 человек были расстреляны и тайно похоронены в безымянных могилах. Полная обстановка секретности вокруг этих событий сохранялась вплоть до перестройки.
Снятый «квадратом» (типичный прием режиссера в его последних картинах), черно-белый фильм оказался очень актуальным с точки зрения современных политических событий. В частности, на Украине: в картине есть эпизод, когда снайперы КГБ расстреливают с крыши протестующих, впоследствии в убийстве людей обвинили армию. Демонстрации рабочих на заводе эхом перекликаются с продолжающимися уже четвертый месяц протестными акциями в Белоруссии. Есть здесь и десятками лет разрывающие наше общество вопросы о событиях революции, убийстве и насилии над сотнями тысяч людей, и возможность (или невозможность) оправдать это тем, что «иначе было нельзя». И ставшая уже мемом фраза о том, что «при Сталине был порядок, без него не справимся». Есть здесь и история самого режиссера. В центре внимания — пропавшая дочь героини, до последнего