«Главное — найти жену хорошую». Как миллиардеры воспитывают своих детей
Делать ли ставку на образование или личные качества ребенка, ограничивать ли социальные сети, как не переусердствовать с опекой, но и не дать слишком много свободы — все родители сталкивались с похожими проблемами. Forbes Life ознакомился с правилами воспитания топовых миллиардеров России и мира.
Илон Маск, основатель компании SpaceX, 5 детей
Статус: №40 в мировом списке Forbes, $22,3 млрд
«Я неплохой отец. Дети проводят у меня больше половины недели, и я уделяю им довольно много времени. Кроме того, я беру их с собой в поездки. У них есть возможность получить весьма необычный опыт, который они смогут оценить, когда станут старше. Я никогда бы не пошел в поход по собственному желанию, я делаю это лишь для того, чтобы они хоть иногда сталкивались с трудностями. Они должны сами готовить и убирать — и делать все, что делают в походах».
Ричард Брэнсон, основатель Virgin Group, 2 детей
Статус: №478 в мировом списке Forbes, $4,1 млрд
«Если ваш ребенок собирается попробовать что-то запрещенное, сделайте это вместе с ним. Это лучше, чем вынудить его делать это втайне от вас. Слишком часто взрослые пытаются защитить детей от разочарований в случае провала и неудачи. Это большая ошибка. Чем чаще говоришь детям, что у них не получится, тем быстрее они потеряют свою любознательность и решительность».
Билл Гейтс, основатель Microsoft, 3 детей
Статус: №2 в мировом списке Forbes, $96 млрд
«Мы хотим найти баланс: когда с одной стороны, у детей есть свобода выбора, а с другой, нет столько денег, чтобы они могли прожигать жизнь — и ничего не делать».
Аркадий Ротенберг, председатель правления Федерации хоккея России, 5 детей
Статус: №41 в российском списке Forbes, $2,6 млрд
«Руководствуясь родительским опытом, я считаю, что дети должны быть заняты как можно больше времени. Принуждать их бесполезно, а вот заинтересовать — можно и нужно».
Вадим Мошкович, председатель совета директоров компании «Русагро», 3 детей
Статус: №42 в российском списке Forbes, $2,3 млрд
«Я объяснил сыну, что он не может хвастаться тем, чего не добился сам. Он может хвастаться своими оценками, своими спортивными успехами. А вообще, если у тебя нормальная семья, вы постоянно вместе что-то делаете — вместе занимаетесь спортом, что-то обсуждаете, в том числе работу — ребенок начинает разделять ваши ценности. Это самое сложное — задушить в себе родительские ожидания. Сначала ты от них очень многого ждешь, и это получается непроизвольно. А потом вдруг оглядываешься на своих детей и видишь, что эти ожидания висят над их головами, как чугунные плиты. Со старшим сыном мне пришлось специально поговорить на эту тему, объяснить, что я ничего особенного не жду от него. Нужно дать детям расти свободными и не давить на них»