Главное чудо
Даже в далеком зауральском городке современные дети спорят о тайнах Вселенной и самостоятельно формулируют, что же такое главное чудо окружающего нас мира
Я не очень люблю встречаться с классами школьников. В основном потому, что почти всегда это нужно не самим детям, а их классным руководителям или учителям. Особенно мне не нравится, когда приглашают так: вот вы знаете, есть очень хорошие, умные, развитые дети из очень хороших семей и очень хорошей московской гимназии…
Но эти ребята, видимо, чего-то такое про меня либо заранее знали, либо угадали. Они написали так: в нашем крошечном городке за Уралом три школы. Одна считается гимназией, другая известна как «хорошая с английским уклоном». Мы — из третьей школы, той, в которой учатся все те, кого родители не сумели или просто не озаботились устроить в две другие. Кроме того, у нас половина детей из окрестных деревень. И вот, учебный год кончается, и мы, если позволите, хотим вас пригласить к нам на урок литературы в качестве «подарка». У нас в школьной библиотеке есть две ваши книги, и мы почти все их обе прочитали. Все это онлайн, конечно, когда вам удобно, но только надо учесть разницу во времени между нами и Петербургом…
Я подумала и согласилась. И потом неожиданно не пожалела. Ниже расскажу почему. Но сначала мое наблюдение: современные дети в среднем задают меньше вопросов, чем их сверстники 25–40 лет назад. Даже самые маленькие, те, которым положено быть «почемучками». При этом говорят они, когда их речь уже развилась, более развернуто. Их словарный запас богаче, а возможности говорить о чувствах и формулировать свои мысли значительно превосходят тех же сверстников из прошлого. Используют они эти возможности в основном для того, что можно, наверное, назвать «самопрезентацией». То есть рассказывают о себе, о своих знаниях, каких-то пережитых ими событиях или — позже — о своих же мыслях, чувствах и переживаниях. Вопросов, повторюсь, задают сравнительно мало.
Я не даю здесь никакой оценки этому факту. Естественным же его объяснением кажется мне неизмеримо возросший за последние четверть века поток информации, который выливается на ребенка практически с самого его рождения. Фактически — он еще не успевает сформулировать вопрос, а на него уже вывалилось из среды пять ответов. Все родители стремятся ребенка всячески поскорее «развить», а школа или иное образовательное учреждение — «заинтересовать процессом обучения». Про производителей, ищущих потребителя и попутно снабжающих людей разного возраста информацией самого разного качества, я уже и не говорю. Плюс непредставимо огромное количество параллельно «самопрезентирующихся» сверстников и детей постарше в тиктоке, инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), телеграме и что там еще есть.