Главная героиня. Как современные сериалы полностью изменили наше представление о роли женщины
На фоне новостей последних лет, когда ни одна кинопремия, будь то Каннский фестиваль, «Золотой глобус», BAFTA или «Оскар», не обходится без скандалов на тему «почему опять только белые мужчины во всех режиссерских номинациях», телеиндустрия выглядит настоящим царством победившего феминизма. Разбираемся, почему так вышло
Около 20 лет назад начался новый «золотой век» современного телевидения — эпоха превращения сериала в главную форму развлечения и досуга для большей части планеты. Мировые гиганты тратят на производство сериалов миллиарды долларов.
Аудитория одной только платформы Netflix — 167 млн человек, больше населения России. Но не это самое поразительное. Поразительно то, что, в отличие от традиционно мужского мира большого кино, сериалы стали миром сильных, смелых, харизматичных женщин, которые не вписываются ни в какие гендерные стереотипы. И произошло это отнюдь не благодаря какой-то специальной общественной кампании. Просто неожиданно — для консервативных телевизионных начальников — оказалось, что в изменившемся мире XXI века не только женщины, но и мужчины с интересом и удовольствием следят за сериалами с сильными героинями.
Forbes Woman исследует, как современные сериалы изменили наше представление о роли женщины в сюжете собственной жизни.
It’s a man’s man’s world
Начинался этот «золотой век» с трех выдающихся сериалов: «Клана Сопрано», «Безумцев» и «Во все тяжкие» — трех историй о «сложных мужчинах» и их непростой жизни. Тони Сопрано бился за место под солнцем, пытаясь одновременно разобраться в собственных сложных чувствах, Дон Дрейпер красиво переживал тяжелейший внутренний кризис, изысканно запивая его дорогим алкоголем, а скромный учитель химии Уолтер Уайт исследовал темную сторону собственной личности, одновременно борясь с раком и производя наркотики. И мы, зрители, с большим удовольствием наблюдали за сердитыми мужчинами и их борьбой. Да, справедливости ради нужно заметить, что в некоторых из этих сериалов были блистательные женские роли — сложные, преодолевающие серьезные вызовы мужского мира героини. Но они все-таки были героинями второго плана.
Шло время, выходили все новые блокбастеры сериальной индустрии, и вроде бы незаметно, медленно, но баланс стал меняться. Все чаще на малых экранах в главных ролях стали появляться, что называется, «крутые» женщины. И сегодня, спустя почти 20 лет, мы живем в мире, в котором в буквальном смысле нельзя нажать кнопку «play», чтобы не попасть на сильную независимую киногероиню. Как так вышло?
Самое, пожалуй, смешное, что вышло так само собой. На фоне новостей последних лет, когда ни одна кинопремия, будь то Каннский фестиваль, «Золотой глобус», BAFTA или «Оскар», не обходится без скандалов на тему «почему опять только белые мужчины во всех режиссерских номинациях», телеиндустрия выглядит настоящим царством победившего феминизма. И произошло это отнюдь не благодаря какой-то специальной общественной кампании. Просто неожиданно — для консервативных телевизионных начальников — оказалось, что в изменившемся мире XXI века не только женщины, но и мужчины с интересом и удовольствием следят за сериалами с сильными героинями.
«Есть такое выражение «if she can see it — she can be it». Если девочка видит себя на экране (и не только) определенным образом, то и в будущем у нее есть возможность повторить подобный путь в жизни, — объясняет кинокритик, основатель портала Kimkibabaduk Татьяна Шорохова. — Кинематограф разворачивается к женщинам с большим трудом, и сериалы оказались гораздо эффективнее. Каналы и стриминги зависят от рейтингов, но у них борьба за зрителя идет иначе, в отличие от киноиндустрии. В 2018–2019 годах женщины в американских сериалах были героинями 45% комедийных, драматических и реалити-сериалов в Америке. Насколько больше их будет, зависит от количества женщин за кадром, а их пока 31% от всех шоураннеров, сценаристов, режиссеров, продюсеров, монтажеров и операторов. Это на 3% больше, чем в сезоне 2016–2017. Чем больше женщин будет делать телевидение, тем больше женщин будет в кадре».
Золушка без принца
Первые сериалы, возникшие как «женский» жанр, были дневным мелодраматическим «мылом» (кто не смотрел «Санта-Барбару» и «Богатые тоже плачут», тот не жил в 1990-е), которое домохозяйки могли смотреть, не отвлекаясь от глажки, готовки и прочих домашних занятий. Традиционно женщинам в них отводили роли роковых красавиц, боевых подруг или Золушек в поисках принца. Это были истории, которые среднестатистический зритель мужского пола смотреть не будет ни при каких обстоятельствах.
А потом, в 1998 году, появился «Секс в большом городе», который пусть формально и был про четырех очень разных Золушек в поисках любви, при этом нарушал все мыслимые и немыслимые телевизионные табу. Во-первых, героини были старше тридцати, что само по себе событие революционное. Они активно занимались сексом, были состоявшимися в своих профессиях (кроме Шарлотт), и мужчина в их системе координат был скорее приятным бонусом, нежели целью. Женщины от сериала были в восторге, но, к удивлению создателей, неменьшим успехом «Секс в большом городе» пользовался у мужчин, которые с удовольствием открыли для себя дивный новый мир.