Почему сооснователь WhatsApp Брайан Эктон ушел от Цукерберга

ForbesБизнес

Ловушка Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)

Почему сооснователь WhatsApp Брайан Эктон ушел от Цукерберга и чем он собирается заняться

Текст Парми Олсон. Фото Robert Gallagher для Forbes

0:00 /
1383.555
В сентябре 2017 года Брайан Эктон ушел из Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), а год спустя впервые объяснил свои мотивы в интервью Forbes

Основатель WhatsApp 46-летний Брайан Эктон сидит в кафе помпезного отеля Four Seasons в калифорнийском Пало-Альто. Единственное, что выдает в нем обладателя десятизначного состояния ($3,6 млрд), это $20 чаевых, которые он оставил за кофе. Крепко сбитый, в бейсболке и корпоративной футболке WhatsApp, он старательно избегает ловушки богатства и сам решает свои проблемы, например только что лично отвез свой минивэн в сервис. «Оплату получили», — подтвердил в СМС местный дилер Honda (он сам мне показал). «Вот что мне было нужно от WhatsApp, — говорит Эктон о главной фишке этого крупнейшего в мире мессенджера, который обходится без рекламы, обеспечивает надежное шифрование сообщений и имеет по всему миру более 1,5 млрд пользователей. — Чтобы было информационно и полезно».

Он не зря говорит в прошедшем времени: более четырех лет назад Эктон и второй сооснователь WhatsApp Ян Кум за $22 млрд продали Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) свое детище — компанию, которая имела тогда сравнительно небольшую выручку. Это была одна из самых громких сделок столетия. А в 2017 году Эктон ушел из Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), объяснив, что хочет заняться некоммерческим сектором. Позже, в марте 2018-го, когда разразился публичный скандал из-за утечки данных пользователей Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в компанию Cambridge Analytica, он опубликовал твит, который мгновенно стал вирусом и очень огорчил его бывших работодателей, которые, между прочим, сделали его мультимиллиардером: «Пора. #deletefacebook». Объяснений не последовало. Новых твитов тоже.

И вот он впервые вышел в публичное пространство. Когда основатель Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Марк Цукерберг и его CEO Шерил Сэндберг решили монетизировать WhatsApp, Эктон сопротивлялся, поскольку таргетированная реклама и адресные коммерческие предложения пользователям ставили под сомнение надежность шифрования в мессенджере, чему он уделял столько внимания. Эктон ушел из компании ранее оговоренного контрактом срока, не дождавшись последнего транша выплат по сделке (акциями). «Это было так: о’кей, ладно, вы этого хотите, а я нет, — рассказывает Эктон. — И будет лучше, если я не буду вам мешать. И не стал». Моральный выбор дался ему дорогой ценой — возможно, самой дорогой в истории: он показал скриншот с котировками акций на тот день — спонтанно принятое решение обошлось ему в $850 млн.

Он остался верен себе. Ему и сейчас не хочется привлекать слишком много внимания к этой, уже прошедшей истории, и он постоянно подчеркивает, что Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) «вовсе не плохой парень» («Я считаю их очень хорошими бизнесменами»). Но он заплатил за свое право рассказать, что он об этом думает. «Мне под конец [менеджмент Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)] предложил сделку, включив в нее пункт о неразглашении, — говорит он. — Отчасти поэтому я как-то побоялся договариваться с этими ребятами».

Нет компании, к которой бы в мире относились так пристрастно, как к Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). «Благодаря тому, что наша команда уделяет много внимания созданию ценностных свойств, WhatsApp стал неотъемлемой частью жизни более миллиарда человек, и нас вдохновляют его перспективы», — сообщил представитель Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Такие выступления маскируют проблемы вроде тех, из-за которых из компании в сентябре 2018-го неожиданно ушли основатели Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Кевин Систром и Майк Кригер — по некоторым сообщениям, они не хотели мириться с давлением со стороны Цукерберга. Взгляд Эктона на то, что происходило в WhatsApp и какие планы были у Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) на этот сервис, дает редкую возможность взглянуть глазами основателя на происходящее в компании, которая по всему миру задает стандарт конфиденциальности и охраны личных данных, одновременно все больше удаляясь от своих предпринимательских корней.

Но это еще и история на тему «Что происходит, когда, сделав нечто бесподобное, ты продаешь это тому, у кого совсем другие планы на будущее твоего детища». «Я обменял конфиденциальность данных моих пользователей на большие деньги, — говорит Эктон. — Я сделал выбор, пошел на компромисс. И с этим я теперь живу каждый день».

Совместное проживание

Получив от Цукерберга несколько миллиардов долларов, Эктон, как он сам говорит, так и не достиг с ним взаимопонимания. «Я мало что могу вам рассказать об этом парне», — говорит он. Они провели более десятка встреч, и на одной из них Цукерберг сказал, что мессенджер WhatsApp, автономия которого внутри глобальной компании была специально оговорена и которым поначалу управляли из «родного» офиса, является для него просто «продуктовой группой, как и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)».

Так что когда Цукерберг в сентябре, после того как Эктон заявил о своем намерении покинуть компанию, позвал его в свой офис, тот не знал, чего и ждать. В контракте Эктона и Кума был пункт о том, что они могут забрать все причитающиеся им акции в случае ухода по причине того, что Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) «начнет монетизацию» сервиса без их согласия. И Эктон не видел препятствий к тому, чтобы применить этот пункт. С самого начала «совместное проживание» Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и WhatsApp не задалось. У Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) одна из самых крупных рекламных сетей, а Кум с Эктоном на дух не переносили рекламных объявлений.

Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) получал сверхдоходы от рекламы, поскольку очень много знал о своих пользователях, а основатели WhatsApp фанатично защищали персональные данные и понимали, что именно это стало причиной беспрецедентного распространения мессенджера по миру. И Цукерберг не знал, что с этим делать.

По словам Эктона, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) видел два пути получения денег от WhatsApp. Первый — показывать таргетированные объявления в новом «Статусе», Эктон считал это нарушением социального контракта с пользователями. «Таргетированная реклама меня очень огорчает», — говорит он. Его девиз в мессенджере был «Никаких объявлений, никаких игр, никаких уловок!» — полная противоположность материнской компании, которая 98% дохода получает от рекламы. Другой его девиз «Нужно время, чтобы сделать хорошо» сильно контрастирует с мантрой Цукерберга «Двигайся быстро и меняй». А кроме того, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) хотел продавать бизнесу инструменты для открытия чатов с пользователями мессенджера. А раз уж подключатся бизнесы, им можно будет продавать и аналитические инструменты. Главная загвоздка была в герметичном сквозном шифровании сообщений в WhatsApp, не позволявшем руководству и мессенджера, и соцсети их читать. До тех пор пока Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) не планировал его взломать, рассказывает Эктон, его менеджмент искал способы генерировать аналитику о пользователях, которые писали закодированные сообщения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Российские слоны и тигры Российские слоны и тигры

Что изобрели в СССР, история Чернобыльской катастрофы и как воруют в России

Forbes
Минфин США снял санкции с компаний Олега Дерипаски Минфин США снял санкции с компаний Олега Дерипаски

Из списка SDN удалены En+, UC Rusal и «ЕвроСибЭнерго»

Forbes
Страховой случай Страховой случай

Как Данил Хачатуров обрел и потерял «Росгосстрах»

Forbes
IBM против D-Wave: наступила ли эра квантовых компьютеров IBM против D-Wave: наступила ли эра квантовых компьютеров

Принес ли новый квантовый компьютер IBM долгожданную революцию

Forbes
Большие переходы Большие переходы

10 самых важных бизнес-событий 2018 года в спорте

Forbes
GQ Super Women GQ Super Women

Премия GQ Super Women: самые сильные представительницы слабого пола

GQ
Игра в пенсии Игра в пенсии

Кто придумал пенсионную реформу и как ее проводили

Forbes
Алкогений: Василий Шукшин Алкогений: Василий Шукшин

Выдающийся русский писатель, режиссер и киноактер Василий Шукшин и алкоголь

Maxim
«Я по статусу и по возрасту пенсионер» «Я по статусу и по возрасту пенсионер»

Алишер Усманов готовит бизнес к передаче менеджерам

Forbes
По святым местам По святым местам

«Золотое кольцо России». Путешествие по маршруту Сергиев Посад – Калязин – Углич

АвтоМир
Счастье в будущем Счастье в будущем

Автоматизация процессов и «человеческая аналитика»

Forbes
Как Ким Джонс поставил моду на конвейер на показе Dior Men Как Ким Джонс поставил моду на конвейер на показе Dior Men

Почему мы верим в его «новую элегантность»

GQ
Хозяйке на заметку Хозяйке на заметку

Наталия Шагарина создала агрегатор акций и скидок и продала его «Яндексу»

Forbes
Удержаться на плаву: семь главных трендов в топ-менеджменте Удержаться на плаву: семь главных трендов в топ-менеджменте

Чтобы стать успешнее, важно понимать основные тренды, влияющие на бизнес

Forbes
Лабораторная работа Лабораторная работа

Алексей Ремез строит бизнес на цифровой диагностике онкологических заболеваний

Forbes
Кибервоины Кибервоины

Сравнительный тест Volvo XC90 и Volkswagen Touareg

АвтоМир
Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes
Без страха и упрека Без страха и упрека

Кира Найтли могла уйти из кино 11 лет назад!

Grazia
Ручная сборка Ручная сборка

Сервис доставки продуктов Instamart стал прибыльным, скопировав модель Instacart

Forbes
Алкогений: Жерар Депардье Алкогений: Жерар Депардье

Вкус к вину Жерар Депардье приобрел с детства

Maxim
Взаимное опыление Взаимное опыление

Онлайновый бизнес учится, чтобы пойти в офлайн

Forbes
Ямка с повинной Ямка с повинной

Вигго Мортенсен рассказал о своем новом фильме

GQ
Тонкая нить Тонкая нить

Могут ли подвешенные в небе кабинки стать полноценным городским транспортом

Forbes
Как выйти из привычного круга? Как выйти из привычного круга?

Что мешает нам быть счастливыми?

Лиза
Жажда альтернативы Жажда альтернативы

«Сады Придонья» первыми запустили массовое производство растительного молока

Forbes
Мой маленький Мой маленький

«Он такой чужой, колючий», — вздыхают родители

Добрые советы
Переток силы Переток силы

Чем полезен российский климат для развития альтернативной энергетики

Forbes
Йога для лица: 5 простых упражнений, которые избавят от морщин Йога для лица: 5 простых упражнений, которые избавят от морщин

Ты когда-нибудь слышала про йогу от морщин?

Cosmopolitan
Протеиновый скачок Протеиновый скачок

Девелопер и финансист решили накормить человечество белком из бактерий

Forbes
Корпорация монстров Корпорация монстров

Какие ужасы снимают якутские кинематографисты

GQ
Открыть в приложении