Поучиться у рижан
В России не прекращается дискуссия о целесообразности использования индивидуальных счетчиков тепла. Однако в странах Европы уже стало аксиомой, что энергоэффективность начинается с учета
Суровый российский климат заставляет платить за тепло и горячую воду много — это основные статьи в платежках за жилищно-коммунальные услуги. При этом очевидно, что цены на газ — основной источник энергии в коммунальном хозяйстве — будут расти вслед за ценами на бензин и электричество, пусть и с лагом, а за ними неизбежно пойдут вверх цены на тепло. Естественно, это приведет к росту платежей за коммунальные услуги. Единственный способ ограничить рост — снизить потребление, желательно, сохраняя привычный комфорт жизни, и начислять плату в соответствии с фактическим потреблением. Способ сделать это только один — повысить энергоэффективность домов и квартир, а начинается этот процесс с установки общедомовых и индивидуальных приборов учета.
Сейчас большинство российских семей не может посчитать, сколько тепла уходит на отопление квартиры. Индивидуальные приборы учета устанавливаются только в новостройках начиная с 2012 года в соответствии с требованиями ФЗ № 261 об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. В старом жилищном фонде оценить потребление тепла можно только в рамках всего многоквартирного дома (МКД). Однако энергоэффективность МКД складывается из усилий каждого жильца. Для того чтобы эти усилия появились, в подъездах начали закрываться двери и окна, регулирование температуры происходило не открытием форточек в квартире, а снижением уровня потребления тепла, каждый житель должен видеть свой вклад в энергоэффективность, а значит, иметь свой личный счетчик и возможность регулировать свое личное потребление. Именно этим путем идут все страны Северной Европы, живущие в схожем с российским климате. Позволить себе жизнь без счетчиков могут лишь страны Южной Европы, где короткий отопительный сезон и отсутствует централизованная система отопления. Лишь в тех случаях, когда каждый отапливает свое жилище сам, установка приборов учета тепловой энергии не является обязательной.
Евросоюз подсчитал
Основной документ, регулирующий использование энергии в Европе, — директива энергетической эффективности ЕС № 2012/27/EU, обязательная к исполнению во всех странах Евросоюза. Документ был принят еще в 2012 году, он обязывал к 2020 году снизить потребление энергии в чистом виде на 20% во всех странах ЕС и для каждой страны индивидуально: так, Польша должна была сократить потребление энергии на 26%, Германия — на 29%, Великобритания — на 27%, Латвия — на 17%, Литва — на 34%, Чехия — на 36%, Эстония — на 57% и т. д.
Для достижения этой цели страны ЕС должны использовать энергию более эффективно на всех этапах энергетической цепочки — при добыче ресурсов, производстве, передаче, распределении, на стадии учета и, разумеется, в конечном потреблении.
Для гармонизации законодательства и упрощения взаиморасчетов потребление тепловой энергии, горячей воды, газа и электричества приравнено к потреблению обычных товаров, поэтому потребителю должны быть созданы все условия для взаимодействия с энергией как с обычным товаром. Более понятной и прозрачной системы начисления, чем в строгой зависимости от показаний индивидуального прибора учета, в Европе не нашли. Поэтому отдельный раздел директивы посвящен приборам учета, в частности газовым счетчикам, которые должны установить все домохозяйства. Кроме того, документ гласит, что необходимо массово внедрять и приборы учета тепловой энергии, в первую очередь в МКД, снабжаемых теплом от теплоцентралей. Еврокомиссия отметила, что наличие индивидуальных приборов учета потребления тепловой энергии создает экономический стимул для контроля потребителями собственного расхода тепла.
Особо остро проблема учета стояла в Великобритании, которая в начале прошлого десятилетия наращивала долю централизованного теплоснабжения домов при практически полном отсутствии приборов учета. Схожие проблемы были и в странах Прибалтики и Польше. Там со времен СССР были выстроены мощные системы централизованного отопления — при полном отсутствии счетчиков.
А вот в скандинавских странах учет тепловой энергии внедрялся с начала 1990-х, в ФРГ индивидуальный учет тепла стал обязателен с 1981 года. Европарламент специально рассмотрел случаи, когда установка прибора учета тепловой энергии невозможна или экономически невыгодна. В подобных случаях необходимо доказать, что учет индивидуальных затрат тепла в конкретном жилом или коммерческом здании не является экономически эффективным. Должны быть представлены все альтернативные варианты учета расхода тепловой энергии и его последующего снижения.
Вопрос учета был настолько острым, что члены ЕС посчитали недостаточным наличие одной директивы и выпустили специальный документ «О строительстве и ремонте зданий». Согласно ему новые здания, а также здания, прошедшие через капитальный ремонт, должны быть оборудованы всеми приборами учета (газ, тепло, электричество и вода) по умолчанию.
Русские зимы Туманного Альбиона
В Великобритании отопительный сезон немного короче, чем в среднем в России, но отопление составляет почти половину конечного потребления энергии, что вполне схоже с российскими реалиями. И хотя исторически каждый дом отапливался отдельно, от индивидуального источника тепла, что делало учет тепла бессмысленным, с начала нового тысячелетия системы централизованного районного отопления в Великобритании становились все более распространенными, подталкивая власти к необходимости выстраивать системы поквартирного учета тепловой энергии.
Так, в 2014 году в стране появились правила учета и выставления счетов — они требовали от поставщика тепла представлять точные счета на основе фактического потребления, фиксируемого индивидуальными приборами учета. Там, где возможно и экономически выгодно установить индивидуальные приборы, они должны быть установлены. Таким образом, установка индивидуальных счетчиков ложилась на бизнес, а для отказа от них в каких-либо особых случаях поставщик должен аргументированно доказать, что установка приборов в этой конкретной ситуации не может дать экономической выгоды. Происходит это через специальную службу независимого разрешения споров — омбудсмена по энергетике.
Кроме того, правительство Великобритании запустило отдельную программу, субсидирующую установку не просто счетчиков, но и смарт-приборов, которые автоматически передают показания в центральный офис поставщика услуг. Союзы потребителей, местные органы власти, организации, поставляющие тепловую энергию, и правительство Великобритании сошлись в том, что подобные современные приборы предпочтительны, так как дают возможность контролировать в реальном времени потребление каждым домохозяйством. Смарт-счетчики позволяют жителям легко и своевременно узнавать данные о собственном потреблении и снижать его при необходимости.
Итоги реформ в Великобритании должны быть подведены к 2020 году, но уже сейчас исследования показывают: внедрение индивидуальных приборов учета принесло пользу и участникам рынка, и потребителям. Особо отмечается рост доверия к системе начисления платы — вплоть до того, что жители охотно платят за тепло вперед. Так, отмечен рост авансов со стороны граждан, которым установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии, в среднем на 17% за четыре года.
Прибалтика в логике ЕС
К энергоэффективности стран Прибалтики в Евросоюзе особое внимание. Выстроенные по советским стандартам системы, когда газ дешевый, а тепло — это побочный продукт электростанции, усложнили процесс повышения энергоэффективности. Тем не менее Эстония, Латвия и Литва были вынуждены двигаться в русле решений ЕС и принимать национальные законы и программы, повышающие энергоэффективность, стимулирующие энергосбережение и внедряющие приборы учета.
В отличие от Великобритании бизнес в странах Прибалтики был не в состоянии самостоятельно понести расходы на установку счетчиков тепла в существующем жилищном фонде (напомним, установка индивидуальных приборов учета во всех новостройках стран ЕС обязательна), и эти расходы взял на себя Евросоюз. В основном средства выделялись на реконструкцию зданий. Ведь мало установить прибор — надо дать возможность жителям регулировать свое энергопотребление, а это неминуемо означало полную перестройку системы теплоснабжения в каждом доме, построенном во времена СССР.
Для этого было принято решение ежегодно проводить энергоэффективный капитальный ремонт в объеме трех процентов МКД.
Нельзя сказать, что эта программа работает как часы. Например, Литва и Эстония испытывают затруднения. По мнению экспертов ЕС, это происходит главным образом из-за отсутствия планирования или неэффективной реализации планов. Пока прогнозируют, что показатели, поставленные ЕС, к 2020 году будут достигнуты в Прибалтике только Латвией.
В этой стране была принята «Латвийская энергетическая стратегия 2030 — энергия для общества», поощряющая внедрение смарт-счетчиков. Кроме того, в Латвии взялись повышать осведомленность граждан об их личном потреблении и контроле за потребляемой энергией. Как и в Великобритании, на законодательном уровне в стране закреплена обязанность поставщика энергетических услуг устанавливать индивидуальные счетчики электроэнергии и тепла (там, где это технически возможно и финансово обоснованно). Кроме того, закон вынуждал поставщика бесплатно предоставлять информацию о потреблении энергии конечным потребителям.
Отдельная гордость всего ЕС — Рига как пример постсоветского города, который делает в области энергоэффективности значительные успехи. Еще в 2013 году рижский теплоснабжающий оператор Riga Heat установил индивидуальные приборы учета тепловой энергии в 7423 зданиях. Естественно, для такой масштабной операции нужна слаженная работа администрации города и теплоснабжающей организации. В итоге рижане ежегодно снижают потребление тепла и других видов энергии, в том числе активно используя возобновляемые источники. В Riga Heat подсчитали, что каждый градус тепла в квартире повышает плату на 3–5%. Если в квартире не 24 градуса, к которым мы привыкли с детства, а 18–20, то реальная экономия за отопление достигает 20–30%. В среднем отопление квартиры площадью 60 кв. м в Риге обходится в 1300–1400 рублей в обычный месяц и в 1700–1900 рублей в суровые морозы, которые бывают раз в несколько лет. Это уже сейчас на 20–30% ниже средней платы в России, при том что цены на газ в Латвии значительно выше российских.
Помимо экономии для жителей на коммунальных услугах в докладах экспертов отмечается мультипликативный эффект для всей экономики Латвии, связанный с сопутствующими тратами граждан на утепление квартир, установку пластиковых окон и более современных батарей отопления.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl