«Фомлайн» намерен произвести очередную революцию на рынке товаров для сна

ЭкспертБизнес

Пена против матраса-сэндвича

Компания «Фомлайн», построившая вертикально интегрированный завод по выпуску эластичного пенополиуретана и матрасов, намерена произвести очередную революцию на рынке товаров для сна

Виктория Безуглова

В предприятие «Кузнецкий технопарк», построенное в Пензенской области, «Фомлайн» вложил более трех миллиардов рублей. Этот одиннадцатый по счету завод компании — лидера на рынке эластичных пенополиуретанов (ЭППУ) в России и СНГ. За счет выпускаемых на заводе инновационных продуктов инвестор рассчитывает произвести вторую революцию на рынке товаров для сна в России. Если первая революция, проходившая в 2000-е, «переложила» россиян с советских ватных и пружинных матрасов на многослойные матрасы-сэндвичи, то теперь намечается другой тренд — замена дорогих «сэндвичей» на недорогие, но функциональные матрасы из пены. Предполагается, что доля изделий из эластичных пен — матрасов и подушек — вырастет с 15 до 45% к 2024 году.

По словам владельца «Фомлайна» Артура Согомоняна, за несколько лет стагнации российский рынок сильно отстал от мировых трендов в производстве товаров для сна, где ежегодно происходят существенные изменения. Последний раз новое производство ЭППУ в стране вводилось еще в 2013 году. И вот сейчас было решено пойти на риск и инвестировать в «Кузнецкий технопарк», ставший самым крупным проектом в отрасли за всю постсоветскую историю. Часть средств компании предоставил Фонд развития промышленности — по первому траншу выделено 500 млн рублей под три процента годовых. Сейчас обсуждается второй транш в размере 300 млн рублей. Льготные условия по налогам и земле предоставил губернатор Пензенской области Иван Белозерцев.

Артур Согомонян, владелец компании «Фомлайн»: «Рынок матрасов в России до сих пор находится в стадии становления»

Мощность, на которую завод планирует выйти через два-три года, — более 30 тыс. тонн пенополиуретана в год. Это позволит компании на треть увеличить общий выпуск, составляющий сейчас 90 тыс. тонн, и удержать существенную долю рынка, объем которого тоже растет, приближаясь к 140 тыс. тонн. Завод будет выпускать не только пену, но и готовые матрасы по заказу партнеров. За пять лет планируется нарастить выпуск матрасов с 200 тыс. до 600 тыс. единиц в год. С учетом того, что сегодня рынок матрасов в стране составляет 4,6 млн штук в год, «Фомлайн» может занять более 10% рынка при работе только в одну смену. А в случае успешного продвижения пенных товаров у завода есть возможность нарастить производственные мощности. «Рынок матрасов в стране до сих пор находится в стадии становления, поэтому продолжает понемногу расти: в 2018 году он увеличился на 12 процентов в штуках, — отмечает Артур Согомонян. — А мировые тренды показывают, что главным наполнителем товаров для сна становится пена — она является абсолютно гипоаллергенным продуктом, оказывает необходимую поддержку телу, обеспечивает комфортный слой и возможность выбора продукта под конкретного человека — в соответствии с его весом, формами и даже тем, в какой позе он предпочитает спать. В некоторых странах доля пенных матрасов уже составляет сто процентов — это Норвегия, в Германии и Швейцарии — больше 80 процентов, в России пока меньше 15 процентов».

«Фомлайн» на существующих заводах уже производит более 250 марок пен, а теперь ассортимент расширится за счет новых позиций. Как пояснили на предприятии, речь идет об инновационном пенополиуретане, который они начинают выпускать впервые в России. Дело в том, что задача ППУ в матрасе — обеспечить комфорт и поддержание тела в удобном положении. Эту цель выполняют разные виды пен: высокоэластичная обеспечивает хорошие качества пневматики, хорошо пружинит, человек легко переворачивается во сне, а низкоэластичная пена, или, как ее еще называют, «пена с памятью», — более мягкая, послушная, но на ней труднее переворачиваться. В Кузнецке начнут выпускать пену, уникальную по своим свойствам: при комнатной температуре она близка к низкоэластичной, на нее удобно ложиться и засыпать, а когда она нагревается от тела до 25–26 градусов, ее физические свойства меняются, и она превращается в высокоэластичную. Кроме того, в планах «Кузнецкого технопарка» — выпуск пен со специальными добавками, которые тоже обеспечивают новые ощущения и возможности. К примеру, пена с охлаждающим эффектом, на которой человек не будет потеть летом, а зимой ему тоже будет комфортно за счет хорошего теплообмена. Или еще такой необычный продукт, как пружинки из пены — очень легкие и с хорошей пневматикой, — востребованы в авиапромышленности для кресел пассажиров. В Америке такие пружинки уже используются в аэробусах, все больше производителей самолетов по всему миру делают выбор в пользу этого материала.

Матрас в коробке

Запуская новое производство, «Фомлайн» поставил перед собой две основные задачи: представить на российском рынке современные технологии изготовления товаров для сна и сделать их доступными по цене. Задачи непростые, так как предыдущий опыт работы с пеной показал, что у этого продукта есть свои издержки. Из-за небольшого веса пенополиуретан дорого обходится в перевозке на большие расстояния, а высокая отходность этого материала в производстве повышает конечную стоимость готовых матрасов. На новом заводе эти вопросы решены. Во-первых, размещение на одной площадке выпуска пены и изготовления матрасов снимает логистические издержки. Во-вторых, клиенты — мебельные производства будут получать с завода уже вырезанные детали из пены нужного размера и формы, а обрезки завод переработает в продукцию для других отраслей.

«Речь идет о производстве смеси из крошки и чипсов из ППУ, смешанной с волокном либо отдельно. Эту смесь можно использовать для набивки мебельных и декоративных подушек, — поясняет Екатерина Маркова, коммерческий директор “Фомлайна”. — Для этого на заводе в Кузнецке будет организован участок переработки, для которого планируется закупить оборудование от компании Masias, а общая стоимость проекта составит порядка трех миллионов евро. Его реализация намечена на 2022–2023 годы, после одного-двух лет успешной плановой работы матрасного производства». Как сообщили в компании, у этого проекта намечен еще и второй этап, связанный с переработкой использованных пенных матрасов. Подобная культура только формируется в Европе, где ответственные производители активно участвуют в утилизации вторичного сырья, и там уже выпускается оборудование, которое рвет пенный матрас на части, перерабатывает его, а полученные продукты идут на производство подложки ковролина и других напольных покрытий, технических матов. «Мы уже заказали такое оборудование и планируем перерабатывать не только матрасы б/у собственного выпуска, но и любые другие изделия из пенополиуретана», — заверил Артур Согомонян.

С учетом этих мер, а также новых технологий производства пенного матраса, позволяющих максимально автоматизировать процесс, сократив число персонала на линии с 800 человек до 120, «Фомлайн» планирует снизить стоимость готовой продукции более чем на 20%.

Но еще более важное ноу-хау, осуществленное в Кузнецке, — выпуск BedinBox, так называемого матраса в коробке. Его придумали в 2014 году в США, и он начал победное шествие по планете. Разработчик технологии компания Elit Foam, у которой «Фомлайн» купил оборудование, построила уже восемь заводов, и продажи продолжают расти. При этом многие гиганты — производители традиционных матрасов-сэндвичей уже близки к банкротству. Преимущество нового продукта — в возможностях его транспортировки. При стандартных размерах — 160×200×30 см — матрас скручивается и помещается в коробку размером 40×40×60 см. Благодаря высокой эластичности и особым свойствам пены после извлечения из коробки матрас полностью восстанавливается и хорошо держит форму. В «Фомлайне» подсчитали, что в стандартную фуру помещается 1400 таких матрасов, а удорожание при доставке в контейнере от Кузнецка до Владивостока даст всего 85 рублей за матрас. Этот логистический прорыв существенно расширяет каналы продаж, матрас из затратного в перевозке товара становится продуктом, который можно легко доставлять в любую точку мира через транспортные компании, продавать на разных онлайн-площадках. Да и в обычном магазине процесс покупки упрощается — не нужен специализированный транспорт для доставки, коробка войдет в багажник любого автомобиля.

В итоге матрас в коробке становится для покупателя примерно вдвое дешевле, чем привычный сэндвич-матрас. Так, «Фомлайн» намерен отгружать свои матрасы оптовикам по 12–13 тыс. рублей с тем, чтобы в рознице они появились по 20 тыс. рублей, тогда как аналогичные по качеству сэндвич-матрасы стоят более 40 тыс. рублей.

О перспективности новой технологии говорит и тот факт, что один из крупнейших российских производителей и розничных продавцов матрасов-сэндвичей, опасаясь повторить судьбу американских коллег, как сообщил бывший менеджер этой компании, уже провел тестирование своих онлайн-клиентов по поводу их готовности приобретать матрасы в коробке. То есть не исключено, что в обозримом будущем у «Кузнецкого технопарка» появится прямой конкурент.

Впрочем, преимущества нового продукта очевидны не для всех на рынке. По мнению одних, пенные матрасы не могут конкурировать с пружинными по функциональности. «Пружинные матрасы — это практически культурный код нашего потребителя, и вряд ли мировой тренд на беспружинные модели когдалибо сможет его изменить. В России пенные матрасы — нишевый продукт, который преимущественно приобретают как временное решение для обустройства спального места на даче или в съемном жилье. Главными критериями при выборе пенного матраса являются цена, удобство транспортировки, скорость покупки, — считает Татьяна Окулова, директор дивизиона маркетинга компании “Орматек”, производителя товаров для сна и мебели для спальни. — Если говорить о массовом спросе, когда матрас нужен для постоянного сна, выбор происходит более обдуманно. Большинство по-прежнему предпочитает тестировать матрас перед покупкой в розничном салоне, в связи с чем так важна вариативность предложения».

По мнению других, предлагаемое «Фомлайном» снижение цены на новый матрас недостаточно для нашего рынка. «В России нужна другая коробка, с более дешевым матрасом, не за 20–25 тысяч рублей в рознице, — считает Артур Ивашин, руководитель направления “Матрасы и товары для сна” компании Stolline. — Идея этого продукта в том, что он массовый, а значит, должен стоить до десяти тысяч рублей, тогда продажи пойдут. А за 25 тысяч люди хотят, чтобы выглядел дорого матрас, а не коробка». При этом на фабрике Stolline отмечают рост спроса на пенные изделия для сна в целом: предпочитают их люди в возрасте до 35 лет, и рынок растет на 40% в год.

Диваны для сна

В «Фомлайне» при самом оптимистическом прогнозе надеются на возврат вложенных инвестиций в течение 10–12 лет и готовы к тому, что часть кредитных обязательств будет покрываться за счет других заводов. Производство матрасов нельзя рассматривать отдельно от мебельной отрасли, а девальвация рубля в 2014 году привела к сокращению оборота мебельной розницы на 19%, и ряд мелких игроков уже покинул рынок. Так что «Фомлайн» осознанно выходит на рынок с продуктом, который опережает текущие потребности рынка, но при этом делает ставку на его инновационность и рост спроса на комфортный сон.

Проявлением такого спроса является, в частности, спрос на новое качество диванов. «Мы много общаемся с ритейлом, обсуждаем современные тренды, — рассказывает Екатерина Маркова. — Так вот, у покупателей растет желание приобретать диваны для сна. Для людей, не имеющих больших квартир, диван должен стать полноценным спальным местом с улучшенными характеристиками, не уступающими качественным матрасам. И мы можем удовлетворить этот запрос». «Фомлайн» намерен выпускать большой ассортимент марок пены для современных диванов — с определенными добавками под стиль жизни человека, его пожелания. Например, это пены с антибактериальными добавками — для повышения иммунитета к инфекциям, с рапсом и соей — для любителей натуральных компонентов в продукте.

Одним из преимуществ нового завода в компании считают его расположение внутри кластера поволжских производителей мебели, которые по потреблению пенополиуретана занимают 20% российского рынка — второе место после Москвы и Московской области (40%). Сокращая «последнюю милю», компания сокращает издержки мебельщиков, а значит, и конечную цену продукта. При этом, выпуская матрасы, сам «Фомлайн» не намерен становиться розничным игроком, его цель — быть партнером таких гигантов мебельной розницы, как «Хофф» и ИКЕА. В их магазины уже пошли первые поставки нового продукта. «Мы по-прежнему будем концентрировать свои компетенции в производстве, делать продукт качественно, с минимальными издержками, — уточняет Екатерина Маркова. — А продвижение и маркетинг — это уже в большей степени задача наших клиентов. При этом мы будем вести нашу маркетинговую активность в части популяризации пен и их восприятия рынком, у нас будут для партнеров пакеты по продвижению таких продуктов».

Кстати, ИКЕА с ее стандартами качества дает на пенный матрас гарантию 20–25 лет, тогда как на пружинный матрас — 10–12 лет. «Россия исторически “металлическая” страна, и все мифы о пружинных матрасах у нас хорошо прижились, но если пружине нужна пена — для комфортного слоя, то пене пружина не нужна, — подчеркивает Артур Согомонян. — Структура пены — это микропружинки, если металлических пружин можно вместить до двухсот на квадратный метр, то в пене их больше десяти миллионов на квадратный метр».

Ну а пока отечественный рынок будет раскачиваться под пену, «Фомлайн» сосредоточится на внешнеторговом направлении. За два года планируется довести объем экспорта продукции «Кузнецкого технопарка» до 30% выпуска. Инновационные пены поедут из Пензенской области в Финляндию, Эстонию, Германию, Турцию и страны СНГ.


Компания «Фомлайн» основана в 1992 году на базе Рошальского химического комбината в Московской области. Выпускает эластичный пенополиуретан, который используется в производстве мягкой мебели и товаров для сна, товаров хозяйственного назначения, в легкой и автомобильной промышленности.

Производственные активы: 11 заводов на территории России, Казахстана, Узбекистана, Сербии, в том числе 10 лабораторий по контролю качества продукции.

Выручка — 16 млрд рублей.

Число сотрудников — 1500.

Предоставлено «Кузнецким технопарком»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Крутой воппер Крутой воппер

Дэниел Шварц возрождает Burger King, сеть быстрого питания с 60-летней историей

Forbes
Правда и мифы о глобальном потеплении Правда и мифы о глобальном потеплении

Эксперты комментируют пугающие прогнозы с научной точки зрения

Vogue
«Бедность — угроза качеству экономического роста» «Бедность — угроза качеству экономического роста»

Лилия Овчарова о том, что будет с нашей экономикой, если с бедностью не бороться

Эксперт
Время роскоши: как владелец Louis Vuitton и Dior стал богаче Билла Гейтса Время роскоши: как владелец Louis Vuitton и Dior стал богаче Билла Гейтса

Бернар Арно стал вторым богатейшим человеком мира, согласно подсчетам Forbes

Forbes
Вселенная возможностей: частные стартапы начинают осваивать космос Вселенная возможностей: частные стартапы начинают осваивать космос

Негосударственные компании собираются добывать ресурсы на Луне

РБК
Брэд Питт: «Важно сохранять в себе жажду жизни» Брэд Питт: «Важно сохранять в себе жажду жизни»

Брэд Питт – о новом фильме Тарантино «Однажды... в Голливуде»

Cosmopolitan
О трех предательствах, циничном пакте и о нежелании воевать всех, кроме одного авантюриста О трех предательствах, циничном пакте и о нежелании воевать всех, кроме одного авантюриста

Общепринято считать, что началась Вторая мировая война 1 сентября 1939 года

Эксперт
Прикоснуться к звездам. Как аукционы зарабатывают на космических реликвиях Прикоснуться к звездам. Как аукционы зарабатывают на космических реликвиях

Слышали ли вы про Дело о лунной сумке?

Forbes
Схлопывание пузыря на рынке недвижимости. Как долго это может продолжаться? Схлопывание пузыря на рынке недвижимости. Как долго это может продолжаться?

Участие финансовых структур в строительной лотерее таит для них много опасностей

Forbes
В неоплатном долгу: почему закредитованность населения опасна для государства В неоплатном долгу: почему закредитованность населения опасна для государства

Закредитованность населения — вызов социальной политике государства

Forbes
Сколько человек задержали в Москве на митинге 27 июля: главное Сколько человек задержали в Москве на митинге 27 июля: главное

На митинге в Москве задержали более 1000 человек

Esquire
Рэп-фестиваль Дмитрия Киселева: что это, для кого и зачем Рэп-фестиваль Дмитрия Киселева: что это, для кого и зачем

В августе Коктебель наполнится рифмами и битами — грянет фестиваль Rap Koktebel

РБК
«Всегда есть креативный способ потерять деньги»: сын миллиардера Фетисова о криптопузыре и самой выгодной инвестиции «Всегда есть креативный способ потерять деньги»: сын миллиардера Фетисова о криптопузыре и самой выгодной инвестиции

Новый гость «Forbes Capital» — CEO Signet Capital Management Роман Фетисов

Forbes
Третья смена: почему  Clarins своим успехом обязан семейным обедам Третья смена: почему  Clarins своим успехом обязан семейным обедам

О прошлом, настоящем и будущем компании Clarins

Forbes
Защищай, поощряй и властвуй. Как удержать сотрудников поколения Z? Защищай, поощряй и властвуй. Как удержать сотрудников поколения Z?

Как удержать поколение Z и вырастить из его представителей таланты

Forbes
«Первая карточка Сбербанка была нарисована у нас»: основатель IBS о секретах успешного IT-бизнеса в России «Первая карточка Сбербанка была нарисована у нас»: основатель IBS о секретах успешного IT-бизнеса в России

Новый гость «Forbes Capital» — основатель компании IBS Сергей Мацоцкий

Forbes
Третий не лишний? Третий не лишний?

Правда ли, что Марго Робби ждет ребенка?

Grazia
Что делать, если штрафы приходят после продажи машины Что делать, если штрафы приходят после продажи машины

Почему приходят штрафы на проданный автомобиль и можно ли их игнорировать

РБК
Как найти работу мечты, пользуясь правилами знакомства с девушкой: 7 основных советов Как найти работу мечты, пользуясь правилами знакомства с девушкой: 7 основных советов

Оказывается, работу мечты можно найти по тем же принципам, что и девушку

Playboy
ЦБ не послушал брокеров: регулятор хочет запретить всем подряд покупать акции Apple и Google с 2021 года ЦБ не послушал брокеров: регулятор хочет запретить всем подряд покупать акции Apple и Google с 2021 года

ЦБ не прислушался к брокерам и банкам

Forbes
Почему Джеральд Джента – легенда часовой индустрии? Почему Джеральд Джента – легенда часовой индустрии?

Только Джеральд Джента способен придумать легендарный дизайн часов за пять минут

GQ
Эмилия Вишневская о том, сколько стоит открыть свой бренд и что нужно для успеха Эмилия Вишневская о том, сколько стоит открыть свой бренд и что нужно для успеха

Что сейчас происходит в жизни Эмилии Вишневской

Cosmopolitan
Длинный, узкий и дорогой: тест-обзор Xperia 10 Plus Длинный, узкий и дорогой: тест-обзор Xperia 10 Plus

Sony, как обычно, идёт своим путём

Популярная механика
С легкой парой! С легкой парой!

Мы задали экспертам самые неудобные вопросы про уход за ногами

Glamour
От кого забеременеет твоя девушка? От кого забеременеет твоя девушка?

Все твои сексуальные желания вызваны непрерывной борьбой за оплодотворение

Maxim
Кто такой художник Алекс Израэль, который прославляет Калифорнию и сотрудничает с Louis Vuitton Кто такой художник Алекс Израэль, который прославляет Калифорнию и сотрудничает с Louis Vuitton

Алекс Израэль построил свой художественный стиль вокруг калифорнийских образов

Esquire
Диванные эксперты Диванные эксперты

Почему люди по-прежнему верят в магию чудо‑швабр

GQ
Яхты Яхты

Смелая архитектура, технические находки и новая эстетика

Robb Report
Одноэтапная имплантация: плюсы и минусы, показания и противопоказания, цены Одноэтапная имплантация: плюсы и минусы, показания и противопоказания, цены

Отсутствие зубов — проблема физиологическая и психологическая одновременно

Cosmopolitan
Закон и порядок Закон и порядок

Как сообщить начальнику, что на его одежде пятно и оно грозит репутации компании

GQ
Открыть в приложении