Издательство «Аль Пако» претендует на лидерство в сегменте детских книг

ЭкспертБизнес

Как быстро заработать на книжке-игрушке

Издательство полного цикла «Аль Пако» в Ростовской области, созданное два года назад, уже претендует на лидерство в популярном сегменте печатной продукции для детей — книг-игрушек, объемных книг и пазлов из картона, развивающих игр из полимерных композитных материалов.

Виктория Безуглова

Чтобы понравиться современному покупателю, детская книжка должна содержать элементы интерактивности и игры. Фото предоставлено издательством «Аль Пако»

Издательство «Аль Пако», специализирующееся на выпуске книг-игрушек под брендом Malamalama, еще не очень известно широкому кругу покупателей, но и профессионалы о нем не слышали — так нам сообщили в Российском книжном союзе. И это не удивительно: на рынке компания присутствует всего два года и на фоне мастодонтов книжной отрасли пока выглядит скромно. Рынок книг для детей оценивается в 21–24 млрд рублей, в частности, сегмент картонных книг, в котором специализируется «Аль Пако», — в 5,5 млрд, тогда как выручка самого издательства составляет 166 млн рублей. Но при этом бизнес «Аль Пако» быстро растет, в 2020 году прирост составил 127%, и это несмотря на то, что весь рынок из-за пандемии просел — по оценкам, на 11%.

А недавно компания объявила о планах расширения производства и реконструкции еще одной площадки на ТОСЭР «Донецк» Ростовской области, где является резидентом с 2019 года. После вложения в проект 347 млн рублей инвестор планирует удвоить парк оборудования, оптимизировать ряд процессов и к 2024 году увеличить объем выпуска в шесть раз — с нынешних 200 тыс. картонных книг в месяц до 1,2 млн. Предполагается также расширить ассортиментную матрицу полиграфических продуктов, продуктов из EVA (полимерных композитных материалов), фетра и других — они уже проходят сертификацию. Таким образом, «Аль Пако» претендует стать в своем сегменте одним из крупнейших игроков.

В России можно по пальцам пересчитать типографии, оснащенные современным оборудованием для производства картонных книг и игрушек нового поколения, и многие издательства печатают картонные книги в Китае и Европе, поэтому создание «Аль Пако» — это яркое событие книжного рынка. Тем более что произошло оно не в столице, где находится 80% всех типографий и издательств, а на региональной площадке, где аккумулировать ресурсы опыта и денег всегда сложнее. Учредители компании Антон Фоминичев и Алексей Жолобов одно время были топ-менеджерами ростовского издательства, где развивали детское направление и понимали, в какую сторону движется рынок. Начав свой бизнес, они стали искать стратегического инвестора и нашли его в лице соучредителя новосибирского ЗАО «Инверсия» Даниила Жеребцова. Сейчас «Аль Пако» реализует свой новый проект с прицелом на освоение не только отечественного рынка, но и зарубежного.

График 1. «Аль-Пако» — первое в России издательство, специализирующееся на выпуске книг-игрушек

Интерактивная книга, сделанная руками

В 2016 году издательство Clever, крупнейший игрок в сегменте печатных продуктов для детей от 0 до 12 лет и главный конкурент «Аль Пако», проанализировало сходства и различия отечественного рынка детской книги и зарубежных рынков и пришло к выводу, что наш рынок движется в сторону западного, хоть и с запозданием. Среди ключевых тенденций, наряду с непреходящим интересом к классике, были названы акцент на интерактивность и игровой компонент, направленность тематики одновременно на развитие и на развлечение, высокие темпы роста рынка картонных книжек, увеличение доли онлайн-магазинов в продажах. По сути дела, все эти тренды реализуются в стратегии «Аль Пако». Кстати, до локдауна продажи через онлайн-площадки у компании составляли 10%, а в прошлом году выросли до 20%. «Офлайн все еще остается крупнейшим каналом продаж за счет сотрудничества с крупными сетями, такими как “Читай-город”, “Буквоед”, “Магнит”, FixPrice, но именно в период пандемии мы полноценно открыли для себя маркетплейсы Ozon, “Детский мир”, Wildberries, сформировали отдел, который занимается онлайн-продвижением, и это дает свои плоды», — говорит гендиректор «Аль Пако» Алексей Жолобов. В декабре 2020 года был достигнут исторический максимум продаж компании через маркетплейсы, которые совокупно принесли более 11,1 млн рублей выручки.

Впрочем, свой декабрьский триумф в компании связывают и с тем, что к новогодним праздникам они выпустили особенно удачную серию новинок: виммельбухи (книги-картинки) большого формата с «окошками» про празднование Нового года в разных странах, с детализированными иллюстрациями и множеством элементов, книжки-панорамки с объемными иллюстрациями, яркими персонажами и новогодними стихами, а также книги в серии «Новогодние чудо-пазлы», позволяющие ребенку доставать со страниц фигурки и составлять из них разнообразные композиции, а потом обратно вставлять плотные пазлы из картона в книгу.

Уникальные идеи и способы их воплощения в «Аль Пако» вообще считают главным козырем в успехе своего бренда у детей и их родителей, при выборе темы книг опираются на рекомендации психологов и педагогов, используют информацию о популярности запросов покупателей и тогда уже создают актуальный продукт: «Каждый наш продукт — ответ на запрос не абстрактного потребителя, а конкретных людей — современных мам, желающих развивать малышей с пеленок; бабушек, которые хотят читать внукам “Мойдодыра”; пап, увлеченных историей автомобилей в картинках не меньше самих детей», — поясняет Алексей Жолобов. А чтобы преподнести продукт интересно, используется творческий и технологический потенциал — окошки, 3D- картинки, пазлы, интерактивные механизмы, тактильные вставках и карточки. «Мы не ограничиваем наши идеи какими-то рамками, — продолжает гендиректор, — у нас летают самолеты и ракеты, крутятся и вертятся шестеренки механизмов, шея жирафа действительно такая длинная, что не помещается в книгу, на странице можно погладить льва и прикоснуться к крокодилу». Работа конструкторов и фантазия редакторов плюс опытные авторы и иллюстраторы, оживляющие их идеи, — все это превращает бумагу в волшебство. Процесс долгий и кропотливый. Так, интерактивную энциклопедию для детей «Великая Отечественная война» в издательстве создавали около девяти месяцев, а проект «Снежная королева» затянулся на полтора года усиленной работы, при этом было много технических вопросов и споров, не раз сотрудники хотели упростить продукт, так как творческие идеи шли вразрез со сроками и техническими возможностями. «Но когда мы увидели первые иллюстрации, сомнений не осталось: это будет шедеврально, все было не зря», — вспоминает Алексей Жолобов.

Стоимость картонных книг выше среднерыночной: если обычная, листовая книжка стоит в рознице 88–700 рублей., то картонная с интерактивными элементами — 150–1500 рублей. В «Аль Пако» не скрывают, что работают в среднем и высоком ценовом сегменте, называя это отдельной «нишей для гурманов». Уровень цен на такие книги обоснован качеством печати и тем, что при создании картонных книг, а также развивающих игр многие элементы вырезаются, собираются и упаковываются вручную. Если печать обычной книжки полностью автоматизирована, то при создании книги-панорамки доля ручного труда составляет 20–50%. Поэтому большая часть коллектива «Аль Пако» — это производственный отдел, и в инвестпроекте предусмотрено увеличение штата сотрудников в три раза.

Поспорить в Европе с китайской полиграфией

Собственно, по причине технологической сложности, считает руководитель «Лаборатории трендов» Елена Пономарева, издательства не спешат занимать относительно свободную нишу книг-игрушек, к тому же рентабельность бизнеса у крепких детских издательств, выпускающих обычные плоские книги, примерно такая же, как у «Аль Пако» или Clever: 25–27%. Что касается полиграфистов, то у них есть свой резон обходить эту нишу стороной. Несколько лет назад одна из крупнейших типографий заявила о выпуске картонных книг-игрушек для детей, а потом проект был свернут по причине экономической нецелесообразности: емкость рынка в этом сегменте они оценили в 300–400 тыс. экземпляров в месяц, тогда как промышленное оборудование продается с мощностью 1,5 млн экземпляров в месяц, но такого объема заказов на отечественном рынке не собрать. Но в «Аль-Пако» подошли к вопросу иначе: не ждать роста спроса внутри страны, а со своим готовым продуктом выходить на внешние рынки, ведь детские картонные книги могут быть отличным экспортным товаром.

Продукцию «Аль-Пако» уже можно купить в Белоруссии, Узбекистане и Казахстане, Украине, а в свете планируемого расширения производства отдел продаж активно мониторит ситуацию в странах Европы и Латинской Америки: ведет переписку с торговыми представителями, отправляет им тестовые экземпляры. Уже получены первые отзывы от потенциальных покупателей. К примеру, в Великобритании и странах Скандинавии предпочитают приглушенные цвета и грубую рисовку детских книг, а в Мексике, наоборот, любят яркие сочные краски. «Мы уже провели переговоры с переводчиками и договорились о сотрудничестве с носителями иностранных языков, нашли и литературных редакторов, которые адаптируют тексты под аудиторию тех стран, куда мы отправим книги и игры», — рассказывает Алексей Жолобов. Если говорить о рентабельности экспортных продаж, то здесь вопросов и сомнений не возникает, так как в Европе книги-игрушки стоят в три раза выше, чем в России. При этом большинство издательств пользуются услугами китайской полиграфии, и ценовая конкуренция не для них.

К вопросу о Китае. В «Аль Пако» рассчитывают посоревноваться и на рынке полиграфии — с китайскими типографиями за европейского издателя книг-игрушек, поскольку могут предложить более привлекательные сроки поставки заказа. Что касается рынков Латинской Америки, то книг для детей с трехмерными иллюстрациями там очень мало, так что зайти туда продукции российской компании будет легче всего.

Справка о компании

Компания «Аль-Пако» создана в декабре 2018 года в Донецке Ростовской области. Является издательством полного цикла, выполняет все работы по разработке, производству и продаже печатных товаров для детей: книг-игрушек, настольных игр, наборов для творчества, пазлов из картона и полимерных композитных материалов с элементами наклейки. Основные активы: производственные и складские помещения общей площадью около 3000 кв. м.

Выручка — 166 млн рублей.

Число сотрудников — 148 человек.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Маме доказано Маме доказано

Ульяна еще только начинающая актриса, но уже опытная дочь Ренаты Литвиновой

Maxim
Кейт Миддлтон обошла Меган Маркл в рейтинге самых дорогих свадебных платьев Кейт Миддлтон обошла Меган Маркл в рейтинге самых дорогих свадебных платьев

Эксперты оценили стоимость свадебных нарядов представительниц королевских семей

Cosmopolitan
Том Сзаки: «Хороших покупок не бывает» Том Сзаки: «Хороших покупок не бывает»

Почему любая покупка вредит природе

РБК
5 легальных способов получить удовольствие от длинной поездки за рулем 5 легальных способов получить удовольствие от длинной поездки за рулем

Опять собрался на дачу — отдыхать от восьми часов на трассе?

Maxim
Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства

Последнее десятилетие для рынка арендного жилья похоже на день сурка

Эксперт
Американский доктор раскрыл секрет техники «железный пах» от мастеров кунг-фу Американский доктор раскрыл секрет техники «железный пах» от мастеров кунг-фу

Оказалось, чтобы выдержать удар бревном в промежность, нужно напрячь две мышцы

Maxim
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Распухший супернептун не вписался в теории формирования экзопланет Распухший супернептун не вписался в теории формирования экзопланет

Супернептун WASP-107b обладает очень низкой объемной плотностью

N+1
Максим Федоров: искусственный интеллект в десяти вопросах и ответах Максим Федоров: искусственный интеллект в десяти вопросах и ответах

Профессор Сколтеха — об искусственном интеллекте и реальности сюжетов фантастики

РБК
У вымирающих северных гладких китов родилось 14 китят У вымирающих северных гладких китов родилось 14 китят

Сезон размножения 2021 года выдался для китов самым удачным за последнее время

N+1
Выживут только блокчейны Выживут только блокчейны

Нужен ли искусству блокчейн? А если нужен, то зачем? Каковы его перспективы?

Популярная механика
Тревожные признаки плохого фильма Тревожные признаки плохого фильма

Как распознать никчемную кинокартину еще до просмотра

Maxim
По взаимному согласию. Как вернуть мужа в семью По взаимному согласию. Как вернуть мужа в семью

По взаимному согласию может быть даже несчастливый брак

СНОБ
Марк Цукерберг, Роберт Паттинсон, Кира Найтли — звезды, отказавшиеся от роскоши Марк Цукерберг, Роберт Паттинсон, Кира Найтли — звезды, отказавшиеся от роскоши

Звезды не ездят в метро - это точно не про наших героев

Cosmopolitan
Мирная речь военного времени: к кому обращался Владимир Путин в Давосе Мирная речь военного времени: к кому обращался Владимир Путин в Давосе

В новой холодной войне у России явный дефицит союзников

Forbes
«Не простила мать и не хочу за ней ухаживать»: история двух сестер «Не простила мать и не хочу за ней ухаживать»: история двух сестер

У наших героинь оказались разные воспоминания и о своем детстве, и о матери

Psychologies
Рената Литвинова. «Богиня» российского кино: лучшие роли актрисы Рената Литвинова. «Богиня» российского кино: лучшие роли актрисы

Главные роли самой голливудской блондинки российского кино Ренаты Литвиновой

Cosmopolitan
Модные вещи минувшего десятилетия, которые мы полюбили Модные вещи минувшего десятилетия, которые мы полюбили

В прошедшем десятилетии были вещи, которые мы полюбили искренне

РБК
Как понять, что у вас с партнером ничего не получится Как понять, что у вас с партнером ничего не получится

Как честно признаться себе: у нас не получилось, пора двигаться дальше?

Psychologies
Что нас ждет в будущем: 3 удивительных прогноза от физика и футуролога Митио Каку Что нас ждет в будущем: 3 удивительных прогноза от физика и футуролога Митио Каку

Физик Митио Каку поделился тремя прогнозами по поводу будущего человечества

Playboy
Правила жизни Адриано Челентано Правила жизни Адриано Челентано

Правила жизни музыканта и актера Адриано Челентано

Esquire
Культура как комплекс табу, или Почему воспитанные люди не сморкаются в занавеску Культура как комплекс табу, или Почему воспитанные люди не сморкаются в занавеску

Почему общество навязало нам запреты и табу и как теперь с этим жить?

Maxim
Олеся Рудакова: «Когда мама узнала, что в «Лапшине» будет играть Андрей Миронов, отказалась сниматься» Олеся Рудакова: «Когда мама узнала, что в «Лапшине» будет играть Андрей Миронов, отказалась сниматься»

Дочь актрисы Нины Руслановой рассказывает о своей маме и ее пути в кино

Караван историй
5 суперидей для дизайна маникюра и педикюра, которые будут в тренде в 2021 году 5 суперидей для дизайна маникюра и педикюра, которые будут в тренде в 2021 году

Фольга, кристаллы, растяжка блестками и еще много красивого для твоих ногтей!

Cosmopolitan
@zoomstreetart: «Если есть, что сказать — мне промолчать трудно» @zoomstreetart: «Если есть, что сказать — мне промолчать трудно»

Стрит-арт художник о современном искусстве и своем месте в городе

Maxim
Реальные смешные истории о том, как мы собираемся на свидания Реальные смешные истории о том, как мы собираемся на свидания

Сборы на свидание - это не только волнительно, но и смешно

Cosmopolitan
История одной вещи: как создается знаменитое поло Lacoste История одной вещи: как создается знаменитое поло Lacoste

Поло Lacoste – нестареющая классика, которой нестрашны смены модных трендов

Cosmopolitan
Срок годности: как эйджизм разрушает женские карьеры Срок годности: как эйджизм разрушает женские карьеры

Почему дискриминация по возрасту опасна в первую очередь для женщин

Forbes
Физики пронаблюдали фазу гексатик при плавлении двумерной пыльной плазмы Физики пронаблюдали фазу гексатик при плавлении двумерной пыльной плазмы

Физики расплавили двумерный плазменно-пылевой кристалл из частиц полистирола

N+1
Бич цифрового общества: как нас всех поразил страх упущенных возможностей и что с этим делать Бич цифрового общества: как нас всех поразил страх упущенных возможностей и что с этим делать

Страх упущенных возможностей — бич цифрового общества, приводящий к стрессу

Forbes
Открыть в приложении