Темп работ по развитию городской экономики в полтора раза превышает расчеты

ЭкспертБизнес

Городу и горожанам: устойчивое развитие в практической плоскости

Совокупная стоимость проектов «Городская экономика», поддержанных ВЭБ.РФ, составила почти 703 млрд рублей. Такие данные обнародованы в отчете госкорпорации об устойчивом развитии

Павел Рыбкин

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Темп работ по повестке развития городской экономики, которая охватывает и строительство школ, и замену транспорта, и модернизацию ЖКХ, и еще массу аспектов, влияющих на качество жизни людей, в полтора раза превышает расчеты базового сценария, а география охватывает всю страну.

В России развитие городов во многом определяет развитие страны. Это закономерно, учитывая, что в прошлом году доля городского населения превысила 75%. При этом важно не только обеспечить высокое качество жизни людей, но и сохранить его для будущих поколений, выдерживая и учитывая влияние политических, экономических, экологических и других кризисов.

Масштабы деятельности ВЭБ.РФ таковы, что, по сути, он реализует один большой мастер-план, охватывающий развитие всех городов России. «Объединение компетенций и ресурсов организаций развития призвано дать комплексный эффект для развития экономики городов, регионов и повышения качества жизни российских семей. По этой повестке в числе наших приоритетов будут проекты по развитию инфраструктуры, строительству школ, модернизации систем городского транспорта, поддержка предпринимательства и высокотехнологичного экспорта», — отметил еще в 2021 году глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов. Этот план госкорпорация развития последовательно реализует. И, как следует из отчета об устойчивом развитии за 2022 год, с опережением графика.

«Городская повестка в условиях глобальных вызовов не только не теряет своей актуальности, но, наоборот, выходит на передний план», — уверен главный управляющий директор ВЭБа Андрей Самохин. Для оценки эффекта от проектов — тех, что уже реализованы или только готовятся, — у ВЭБа есть собственный аналитический инструмент — индекс качества жизни. «Наша основная миссия — инвестировать в те направления городской экономики, которые повышают качество жизни. ВЭБ пять лет занимается городской экономикой, и мы направили все наши продукты на конкретного получателя — российскую семью. Индекс качества жизни позволяет по международным методикам определить, как инвестиционный проект после запуска повлияет на различные направления. При этом мы видим большой запрос государства и предпринимателей на принятие решений, основанных на этих данных», — отметил Андрей Самохин.

На чем едем?

Услугами общественного транспорта пользуются более трети (33%) городского населения страны. При этом, согласно опросам, проведенным во время подготовки Национального стандарта мастер-планов по инициативе ВЭБ.РФ, услугами транспорта довольны менее половины пользователей (47%). В числе основных проблем — устаревший подвижной состав, удаленность жилья от остановок, низкий комфорт ожидания на остановках из-за отсутствия навесов и большие интервалы движения. Если добавить к этому неразвитость инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов, то неудивительно, что горожане выбирают автомобиль. Уровень автомобилизации в России довольно высок (318 машин на 1000 человек). Это приводит к заторам, росту числа ДТП и увеличению объема вредных выбросов в атмосферу. Заторы, в свою очередь, затрудняют движение общественного транспорта. Прежде всего безрельсового, даже при наличии выделенных полос.

Именно поэтому одни из самых масштабных проектов ВЭБ.РФ — проекты комплексной реконструкции городской трамвайной сети. Проект «Таганрогский трамвай», запущенный в 2021 году, как отметила председатель Совета федерации Валентина Матвиенко, «стал известен на всю Россию». Она также подчеркнула важность масштабирования этого опыта в другие города страны.

В 2022 году по инициативе правительства РФ совместно с ВЭБ.РФ был запущен федеральный инвестпроект комплексного развития электротранспорта. В нем участвуют десять регионов. В Курске к 2025 году планируется обновить 42,6 км трамвайных путей, реконструировать восемь тяговых подстанций и одно трамвайное депо, а также закупить 22 односекционных низкопольных трамвая «Львенок». Первый трамвай, специально разработанный для Курска, уже прибыл в город в марте этого года. На нем обучают местных специалистов.

К 300-летию Перми в рамках концессионного соглашения ВЭБ.РФ направил 1,7 млрд рублей на модернизацию трамвайной сети города, в том числе на поставку трамваев «Львенок». Первые из них поступили в столицу Прикамья в июне этого года. Всего их будет поставлено 44 единицы. К 2025 году планируется обновить 35 км трамвайных линий, реконструировать семь тяговых подстанций и одно трамвайное депо.

Есть еще Саратов, важный тем, что по соседству, в Энгельсе, производятся эти самые трамваи «Львенок». Если в Курске общая стоимость проекта составляет 12,9 млрд рублей при объеме участия ВЭБ.РФ в 8,2 млрд, то в Саратове это уже 17,3 млрд рублей при доле ВЭБа 10,8 млрд. Понятно, что тут и планы более масштабные: строительство и модернизация четырех трамвайных линий общей протяженность 67 км, реконструкция 11 тяговых подстанций, создание путепровода через железную дорогу, а также обновление остановок, элементов освещения, озеленения и ливневой канализации. Но, конечно, городов в перспективе гораздо больше: Нижний Новгород, Липецк, Улан-Удэ, Санкт-Петербург и междугородний трамвай из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму.

Где живем?

В случае с электротранспортом не нужно специально объяснять, почему он «зеленый». Но жилая застройка сразу вызывает вопросы, даже если говорить о набирающем популярность панельном деревянном домостроении. Чем обширнее площадь застройки, тем меньше в городе природы. При экстенсивном развитии, то есть использовании свободных территорий, природы становится меньше и вокруг городов. Их разрастание опасно не только потому, что снижает транспортную доступность районов. Рост города вширь убивает его «легкие» — загородные лесные массивы, как правило, связанные с центром зелеными клиньями бульваров и парков. Напротив, интенсивное и компактное развитие не просто улучшает транспортно-пешеходную доступность различных сервисов. Оно предполагает использование пустырей, рекультивацию почв промышленных зон, редевелопмент выведенных из эксплуатации предприятий.

Масштабным проектом такого рода стал редевелопмент Большой Ивановской мануфактуры (БИМ) в Иванове, осуществляемый ВЭБ.РФ совместно с группой «Родина». Мануфактура была основана в 1751 году. В 2008-м ее работа остановилась, а в 2016 году всему комплексу промышленных объектов был присвоен статус объекта культурного регионального наследия. Его состояние сегодня определенно оставляет желать лучшего: здания полуразрушены, на реку Уводь смотрит огромный пустырь. Только по периметру комплекса разместились современные кафе и рестораны.

Проект редевелопмента БИМ реализован в концепции жилого кластера. Над планировочной структурой работали сотрудники Института Генплана, над архитектурными решениями — компания ЛАБВА ПРО. Во всех этих решениях прочитываются отсылки к прославленному ивановскому конструктивизму. Жилые корпуса проекта разместятся ближе к реке. В зданиях самой БИМ планируется разместить лофты, новые офисы, магазины, рестораны, кафе.

Устойчивость проекту обеспечивают ликвидация пустыря в самом центре города, рекультивация почв и восстановление заброшенных промышленных корпусов. «“Зеленые” решения в редевелопменте не могут существовать в отрыве от запроса. Они должны решать определенные задачи и повышать ценность продукта для аудитории. Сам по себе редевелопмент уже ведет к повышению устойчивости и экологичности города. Яркий пример — “Тюфелева роща” на месте бывших цехов ЗиЛа. Парк связан с прилегающей жилой застройкой, повышает ее стоимость и привлекательность. Связан с жильем и проект ВЭБа и группы “Родина” в Иванове», — говорит главный аналитик и руководитель проектов Агентства пространственных изменений horovod.space. Юрий Стрелков.

Что пьем?

Еще одно важнейшее направление — модернизация систем водоснабжения в городах. Один из знаковых проектов в этой сфере ВЭБ ведет вместе с «Росводоканалом» в Липецке. Глава региона Игорь Артамонов уверен, что «это позволит вывести качество услуг для населения на принципиально новый уровень, а также поддержать перспективное строительство в области коммунальной инфраструктуры».

Кажется, что здесь для «зеленых» решений места немного — нужно просто менять трубы. Да, есть биодренажные канавы вместо лотков водоотведения. Есть дождевые сады для удержания, впитывания и очистки стока. Но могут ли они реально помочь? Как рассказала Яна Козак, младший партнер КБ «Стрелка» и директор проекта «Городские планы действий для промышленных городов Сибири», муниципалитеты нередко планируют строительство масштабных и очень дорогих очистных сооружений. Но где взять деньги? ВЭБ.РФ предлагает «зеленые» облигации. Речь также может идти об инфраструктурных кредитах или, в исключительных случаях, о прямых траншах. Как например, при затоплении Тулуна в 2019 году, когда по прямому поручению президента РФ были перечислены деньги из Фонда национального благосостояния.

«Но на помощь могут прийти “зеленые” решения, например для ливневой канализации. Те самые биодренажные канавы и дождевые сады с гравийными подушками-фильтрами. Это ни в коем случае не отменяет строительства станций очистки, но позволяет сделать их компактнее и дешевле. Иногда в десятки раз. По пути к таким станциям “зеленая” ливневка снижает объем неочищенных стоков, а значит, и нагрузку на очистные сооружения. Одновременно происходит очистка грунтовых вод, что особенно важно для частного сектора. Во многих российских городах индивидуальные жилые дома — половина всей застройки, а то и больше. И даже если жители берут воду из собственных артезианских скважин, она там все равно грязная», — отмечает Яна Козак. По факту «зеленые» технологии не дань моде, а реальные и доступные решения по снижению нагрузки на ливневую канализацию и очистные системы и улучшению качества грунтовых вод.

Что дальше?

Комфортный экологичный транспорт, современное жилье, возведенное не просто в черте города, а в границах исторического центра, доступ к качественной питьевой воде — вот важнейшие слагаемые удобного и современного города. Но едва ли не главное в городе — социальная инфраструктура, особенно школы. И по этому направлению у ВЭБа гигантский фронт работ по всей стране. Дочерняя структура ВЭБа «ПроШкола» сегодня утвержденный правительством РФ концессионер, с которым регионы и муниципальные образования смогут заключать соглашения без конкурсов для строительства новых школ.

«Строительство школ — приоритетное направление для ВЭБа. Объекты образования — важная часть инфраструктуры, без которой невозможно представить развитие российских городов», — подчеркнул заместитель председателя ВЭБ. РФ Юрий Корсун. Кредитный комитет и правление ВЭБа одобрили финансирование проектов «ПроШколы» со сроком ввода в 2024 году на общую сумму 19,2 млрд рублей. Средства будут привлечены для строительства по концессии 41 школы в 22 регионах страны — от Белгородской области до Сахалина.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Конец истории о глобальных русских Конец истории о глобальных русских

Главная задача в ближайшие годы — избавление от интеллектуальной оккупации

Эксперт
Русская нефть никак не отринет доллар Русская нефть никак не отринет доллар

Ценовой индикатор на российскую нефть на основе реальных сделок будет долларовым

Эксперт
Промежуточная еда: как перекусить с пользой для здоровья Промежуточная еда: как перекусить с пользой для здоровья

Вместе с экспертами отвечаем на вечный вопрос, что бы еще съесть, чтобы похудеть

Правила жизни
Бальзам для сердца. 8 самых полезных продуктов Бальзам для сердца. 8 самых полезных продуктов

Здоровье сердца во многом зависит от того, что лежит на твоей тарелке

Лиза
Инженеры укрыли электромобиль одеялом Инженеры укрыли электромобиль одеялом

Термопокрывало охладит электромобиль днем и согреет ночью

N+1
Женщина стала пауэрлифтером в 71 год! Счастливая история преображения Женщина стала пауэрлифтером в 71 год! Счастливая история преображения

Она недавно овдовела, чувствовала себя «действительно не в форме»...

ТехИнсайдер
Ботаники переоткрыли пять потерянных видов растений из Перу и Эквадора Ботаники переоткрыли пять потерянных видов растений из Перу и Эквадора

Ботаники переоткрыли в Перу и Эквадоре пять тропических растений из рода Nasa

N+1
«Шизофрения без страха» «Шизофрения без страха»

Книга для людей с диагнозом и всех, кто рядом

N+1
Раз, два, Чарли заберет тебя: гид по страшным культам XX века Раз, два, Чарли заберет тебя: гид по страшным культам XX века

Самые известные секты, которые появились в XX веке: что в них общего?

Правила жизни
Человечество производит столько курятины, что кости птиц стали символом новой геологической эпохи Человечество производит столько курятины, что кости птиц стали символом новой геологической эпохи

Почему именно куриные кости будут одними из важных находок археологов будущего?

ТехИнсайдер
«Лучше сделать и пожалеть?»: почему мужчины и женщины по-разному переживают о случайном сексе «Лучше сделать и пожалеть?»: почему мужчины и женщины по-разному переживают о случайном сексе

Чем отличаются мужские и женские переживания о сексе?

Psychologies
Тест-драйв гибрида Chery Tiggo 8 Pro e+ Тест-драйв гибрида Chery Tiggo 8 Pro e+

Chery Tiggo 8 Pro e+ успешно освоил гибридную систему с тремя моторами

СНОБ
Сон для красоты: 5 секретов от голливудских сомнологов Сон для красоты: 5 секретов от голливудских сомнологов

Как отправиться в объятия Морфея с максимальной пользой для своей внешности

VOICE
Доктор, это опасно? Почему ананас жжет и разъедает слизистую и язык? Доктор, это опасно? Почему ананас жжет и разъедает слизистую и язык?

Почему ананас жжет? Есть ли способ победить коварный фрукт?

ТехИнсайдер
«Я благодарна Emirates, но не хочу тратить жизнь на разнос еды»: правда и мифы о работе стюардесс «Я благодарна Emirates, но не хочу тратить жизнь на разнос еды»: правда и мифы о работе стюардесс

Героиня рассказала о том, что ей дала работа в известной авиакомпании

Psychologies
Как я нашла и полюбила себя после большого жизненного кризиса: личная история Как я нашла и полюбила себя после большого жизненного кризиса: личная история

Возможно, эта история покажет вам направление, вдохновит на перемены к лучшему

Psychologies
Биполярное судно Биполярное судно

«Иван Фролов»: самое большое в мире научно-экспедиционное судно ледового класса

ТехИнсайдер
Освещение с датчиком движения: какой светильник выбрать Освещение с датчиком движения: какой светильник выбрать

Вопрос комфортного освещения может быть решен светильником с датчиком движения

CHIP
Иномарка для музы и споры с налоговой: как зарабатывал и сколько тратил Маяковский Иномарка для музы и споры с налоговой: как зарабатывал и сколько тратил Маяковский

Владимир Маяковский даже в обращении с деньгами не изменял себе

Forbes
Разработан более дешевый способ обучения Больших языковых моделей Разработан более дешевый способ обучения Больших языковых моделей

Новый способ оптимизации предварительного обучения Больших языковых моделей

ТехИнсайдер
«Делирий», глава из бестселлера британского нейробиолога Анила Сета «Быть собой: Новая теория сознания» «Делирий», глава из бестселлера британского нейробиолога Анила Сета «Быть собой: Новая теория сознания»

Профессор нейробиологии Анил Сет приоткрывает окно внутрь нашего сознания

Правила жизни
Изящная леди Кинда Изящная леди Кинда

Kinda — яхта, адресованная определенной аудитории

Y Magazine
Король комедии, бог импровизации: лучшие роли Робина Уильямса Король комедии, бог импровизации: лучшие роли Робина Уильямса

Робин Уильямс начинал как комик, но затем раскрыл свой драматический арсенал

Правила жизни
Подготовка к ЭКО: что надо знать каждой женщине об овариальном резерве Подготовка к ЭКО: что надо знать каждой женщине об овариальном резерве

Овариальный резерв: что это такое, как его можно оценить и почему он важен?

Psychologies
Мужчина, который не боится бояться Мужчина, который не боится бояться

Как сериалы создали образ новой маскулинности

Weekend
Ксения с пиццей, шесть монет, пять жертв Ксения с пиццей, шесть монет, пять жертв

Юлли Улетова — о свежих находках из Помпей

N+1
Что я делаю не так? Что я делаю не так?

10 неочевидных ошибок, которые мешают готовить дома быстро и вкусно

Лиза
Душевная пустота: что это и как ее правильно заполнять — 5 шагов Душевная пустота: что это и как ее правильно заполнять — 5 шагов

Откуда берутся апатия и чувство безысходности?

Psychologies
Шлак наш друг, а не враг Шлак наш друг, а не враг

В России накоплено более двух миллиардов тонн золошлаковых отходов

Эксперт
В России впервые показали кроссовер «Москвич 5». Что это за машина В России впервые показали кроссовер «Москвич 5». Что это за машина

«Москвич 5»: JAC Sehol X6 под новым именем

РБК
Открыть в приложении